ЗАСО «ТАСК»

ЗНАНИЙ ПАЛАТА

25 января, 2023

Ежегодно в Белорусской государственной академии авиации организуется научно-практическая конференция «Авиация: история, современность, перспективы развития». Под занавес 2022-го традиционное мероприятие прошло в седьмой раз.

Как правило, программа конференции, представляет собой довольно внушительный перечень научных докладов с чрезвычайно широкой палитрой тем. На пленарном заседании прошедшего мероприятия приоритет был отдан аспектам эксплуатации и применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

На тематических секциях большинство докладов не было рассчитано на массового слушателя. К примеру, темы «Современные тенденции развития в авионике, силовых установках и конструкциях воздушных судов», «Физико-­математические методы в авиационных системах», «Радиолокация, радионавигация и связь в авиации» могли заинтересовать только специа­листов узкого профиля и тех, кто занимается серь­езными научными исследованиями в данной сфере. И таких было немало среди участников.

Василий Кондратенок является заместителем директора по научной работе в ОАО «КБ Радар – управляю­щая компании холдинга «Системы радиолокации». Предприятие тесно сотрудничает с академией авиации, участвует в проводимых здесь научно-­практических конференциях. В нынешнюю программу были заявлены доклады «Концептуальные направления развития архитектур многопроцессорных вычислительных платформ» и «Предварительный расчет параметров диаграмм направленности при проведении полунатурных испытаний радиолокационных станций». Названия исследований приведены для иллюстрации того, на каком серьезном уровне происходит обсуждение научных проблем в стенах БГАА.

– В конференции участвуют докладчики и слушатели из Казахстана, России, Таджикистана. Всегда интересно знать, над чем работают коллеги из других стран, и взять что-­то для себя, – поясняет Василий Анатольевич. – Присутствуют не только опытные ученые, но и студенты, курсанты. Это свидетельствует о преемственности поколений в науке. Из полезного: мне удалось пересечься здесь со специалистами и учеными, деятельность которых меня интересует.

Не первый раз принимал участие в конференции и профессор кафед­ры автоматики, радиолокации, приемо­передающих устройств Военной академии Республики Беларусь Андрей Солонар:

– Мероприятие пользуется огромной популярностью. Большой плюс, что растет информационная насыщенность, увеличивается количество участников. Это прекрасная площадка для обмена мнениями. Участие в таких слушаниях позволяет апробировать результаты собственных исследований, получить информацию о том, как подобные вопросы рассматриваются другими учеными, и, возможно, найти подсказку для решения своей проблемы. Лично для меня каждый доклад уникален и интересен. Помимо этого, участие в семинарах, научных конференциях позволяет совершенствоваться. Поэтому я всегда приглашаю своих курсантов. С первого курса мы отбираем самых одаренных, у кого есть стремление к науке, и включаем их в резерв научных кадров.

Одно из направлений интересов самого Андрея Сергеевича – системы управления и навигации беспилотных летательных аппаратов:

– Тема, которую можно рассматривать с разных сторон – от конструктива, управления до способов обнаружения БЛА и противодействия им. Именно на конференции есть возможность узнать больше об особенностях их эксплуатации и применения.

В научной среде за БГАА прочно закрепилась репутация площадки, где не только обнародуются собственные научные идеи, но и сводятся воедино результаты разноплановых исследований, проводимых в разных организациях.

«Воздействие жизнедеятельности микроорганизмов на топливо и топливную систему воздушного судна» было темой доклада курсанта первого курса Алексея Журавского.

Одна из задач исследования – защита авиационного топлива и материалов топ­ливных систем от биоповреждения. В естественных условиях хранения предотвратить появление в топливе влаги невозможно. Но даже незначительное количество ее и таких элементов, как сера, углерод, фосфор, создает питательную среду для микроорганизмов.

На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы. Загрязненное микроорганизмами топливо изменяет свои технические характеристики, становится густым, теряет эффективность. Кроме того, на топливных системах появляется коррозия, которая может привести к разрушению конструкции. Возможно также заражение человека условно патогенными и патогенными микроорганизмами. Поэтому работать следует, соблюдая правила безопасности и только в специальной защитной одежде.

Для решения проблемы необходима разработка специальных подавляющих средств, которые можно использовать в авиации. В дальнейшем курсант планирует провести аналогичные исследования и на очень перспективном сегодня биотопливе.

Судя по количеству адресованных вопросов, тема заинтересовала аудиторию. И, безусловно, всех впечатлило, что докладчик – первокурсник. Наверняка юношу ожидает большое будущее в науке.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»