ЗАСО «ТАСК»

ФОРМАТ – ЦИФРОВОЙ

25 января, 2023

Министр транспорта и коммуникаций посетил РУП «Белдорсвязь». Он принял участие в открытии Центра мониторинга дорожного движения и провел рабочее совещание по развитию интеллектуальных транспортных систем.

Алексей Авраменко:

Перед нами стоят важные задачи по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния республиканских автомобильных дорог и расширению информационного, научно-технического обеспечения дорожной сферы. В принципе они были всегда. Уже проделана достаточно большая работа как по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, так и по созданию автоматизированных информационных систем, включая интеллектуальные транспортные. Уверен, что основание Центра мониторинга дорожного движения станет новой вехой в развитии дорожного хозяйства, позволит максимально автоматизировать технологические процессы. В итоге мы должны получить новую эффективную и рациональную систему управления транспортным комплексом.

РУП «Белдорсвязь» осуществляет ряд мероприятий по информатизации и цифровой трансформации транспортной деятельности. В рамках данного направления выполняется научно-исследовательская работа «Проведение анализа уровня информатизации организаций системы Минтранса и разработка предложений по цифровой трансформации их типовых процессов». По результатам будут подготовлены практические инициативы по внедрению средств автоматизации, в том числе в дорожных организациях страны.

В рамках посещения министром транспорта и коммуникаций РУП «Белдорсвязь» состоялось рабочее совещание. Обсуждались перспективы развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) с учетом создания Центра мониторинга дорожного движения. В нем приняли участие руководители всех автодоров, а также «Белдорцентра», «БелдорНИИ», Белгипродора, «Белавтострады» и «Белдорстроя».

Основным докладчиком был директор «Белдорсвязи» Николай Бичан. Он отметил, что интеллектуальные транспортные системы стали неотъемлемой частью современных автомобильных дорог. Для принятия оперативных решений по их содержанию, особенно в зимний период, сегодня используются элементы метеомониторинга, видеонаблюдения, GPS-­контроль технологического транспорта. Кроме того, получили развитие системы электронного сбора платы за проезд, динамического взвешивания, фотофиксации нарушений скоростного режима.

Выступающий обратил внимание на недостаточность интеграции ИТС между собой и комплексных средств анализа информации. Вместе с тем основной проблемой цифровизации транспортного комплекса остается отсутствие единых подходов в развитии. Ее решение позволит не только применить удачные практики отдельных предприятий, но и создать предпосылки для повышения уровня цифровизации.

Идея интеграции возникла еще в 2015 году при реализации инвестиционного проекта «Модернизация транзитного коридора». Тогда было предложено создать Центр управления движением (ЦУД), который, помимо повышения уровня безопасности, должен был увеличить эффективность содержания автомобильных дорог и создать фундамент дальнейшего комплексного развития ИТС.

Проектом предусматривались внедрение программного обеспечения EcoTrafix, проектирование, монтаж и настройка различного оборудования. Среди прочего – видеокамеры, детекторы Bluetooth/Wi-­Fi, метеостанции, табло переменной информации, волоконно-­оптическая линия связи на магистрали М­-1/Е 30 протяженностью 42 км. По объективным причинам внешнего характера задуманное не удалось реализовать в полной мере. Учитывая важность развития интеллектуальных транспортных систем, РУП «Белдорсвязь» приняло решение о выделении и обустройстве помещений для диспетчерской и ситуационного центра с полным оснащением за счет собственных средств. В настоящее время здесь осуществляются метеомониторинг, учет интенсивности автомобильных потоков, спутниковый мониторинг технологического транспорта, видеонаблюдение, управление работой табло переменной информации, отслеживание эксплуатационной надежности мостовых сооружений. С целью расширения иных функций ведется разработка технического задания программно­-аппаратного комплекса Центра. Планируется обеспечить совершенствование существующей системы содержания автомобильных дорог, а также эффективное решение иных вопросов дорожного хозяйства.

Предприятие активно участвует в формировании единой транспортной логистической платформы, создании сервиса весогабаритного контроля с учетом требований Евразийского экономического союза, разработке информационной системы управления содержанием автомобильных дорог общего пользования в части координации.

«Белдорсвязь» сотрудничает с ФАУ «РОСДОРНИИ», ГК «РОСАВТОДОР», БНТУ, Национальным научно­-исследовательским центром мониторинга озоносферы БГУ, Институтом природопользования НАН Беларуси, отдельными департаментами Евразийской экономической комиссии. Специалисты предприятия постоянно участвуют в международных выставках, конференциях, форумах. Все это позволяет принимать во внимание и применять современные передовые тенденции.

Для реализации поставленных задач здесь создано новое структурное подразделение – управление перспективного развития, в кадровом составе которого – высококвалифицированные сотрудники, в том числе разработчики программного обеспечения, бизнес-­аналитики, инженеры по безопасности дорожного движения, а также ряд других специалистов в области информационных технологий.

В ходе совещания отмечено, что вся работа в данной сфере направлена на повышение уровня безопасности дорожного движения, эффективное содержание автомобильных дорог, создание нацио­нального фундамента для дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем.

Константин БАКУН, «ТВ»