ЗАСО «ТАСК»

ЖЕНЩИНЫ ЗА РУЛЕМ БОЛЬШЕГРУЗОВ?

22 июня, 2022

По оценке Международного союза автомобильного транспорта, в текущем году ожидается 40­процентный рост дефицита водителей­международников. Проведенный IRU опрос показывает, что количество незаполненных вакансий коммерческих водителей продолжает расти тревожными темпами по всему миру. Напряжение на рынке труда формируют высокий постпандемийный спрос, падение заработной платы занятых в этой сфере деятельности, тяжелые условия труда, санкционные ограничения доставок грузов в восточноевропейском направлении, демографический кризис, вызванный увеличивающимся разрывом между молодыми и пожилыми водителями.

В Европе нехватка дальнобойщиков выросла на 42%, при этом в Румынии количество открытых вакансий достигло 71 тыс., Польше и Германии – 80 тыс., Великобритании – 100 тыс.

Сектор пассажирских перево­зок в лучшей ситуации. В Европе вакантны 7% должностей водителей автобусов, а к концу года прогнозируется рост не более чем на процент.

Сегодня под сферу международных автоперевозок грузов заложена демографическая бомба замедленного действия. Молодые водители грузовиков до 25 лет составляют всего 6–7% общего числа. При этом старше 55 в Европе – около трети, а средний возраст в целом – 47 лет.

Увеличивающаяся возрастная разница особенно серьезна для пассажирских перевозок. В Европе только 3% находящихся за рулем автобусов моложе 25, что вдвое меньше, чем в целом по транспортному сектору. Водители старше 55 лет составляют 32% рабочей силы, при этом средний возраст по сектору – 50 лет.

Поскольку в некоторых европейских странах безработица среди молодежи превышает 30%, ее привлечение в сферу автоперевозок должно быть доступным. Пока же минимальный возраст для профессиональных водителей в большинстве случаев составляет 21 год или выше. С целью раскрытия потенциа­ла этой специальности как глобального двигателя занятости Международный союз автомобильного транспорта придерживается мнения об установлении возможности вхождения в профессию с 18 лет.

Среди водителей грузовиков во всех регионах женщины сегодня составляют менее 3%, а за рулем автобусов в Европе – более 12%.

– Правительствам и органам власти следует привлекать в профессию водителя большее число женщин. Особенно с учетом новых технологий, повышения безопасности и стандартов соответствия, – отмечает генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.

В Беларуси намерены пересмотреть список тяжелых работ с вредными условиями, на которые запрещается привлечение женщин. Мин­здрав и Минтруда готовят соответствующий нормативный правовой акт.

– Этот перечень существует не для того, чтобы каким­то образом ущемить права женщин. Наоборот, ставится задача защитить их здоровье, в первую очередь репродуктивное, – поясняет начальник управления Министерства труда и соцзащиты Иван Карчевский. – Для них установлены более щадящие нормы в отношении подъема и перемещения вручную тяжестей, допустимых уровней шума, вибрации, других нагрузок. По мере развития технологий ситуация с условиями труда меняется, по ряду профессий они значительно улучшаются, и больше нет смысла сохранять запрет.

Предварительно решено сократить в списке 93 профессии, в том числе допустить к работе водителем грузового автотранспорта женщин. В Европе, кстати, это разрешено, и наши соотечественницы работают в зарубежных компаниях. Согласно статистике, в странах ЕС примерно каждый четвертый за рулем фуры – представительница прекрасной половины человечества.

В опросе, проведенном среди белорусских транспортных компаний, зарегистрированных на международной бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU, почти 22% пользователей на вопрос о готовности взять на работу дальнобойщиком женщину ответили категорическим отказом. Еще 19% оценили это положительно, а 69% выбрали вариант «Не имеет значения – женщина или мужчина, главное, чтобы был профессиональный подход к делу». Несмотря на такие позитивные в плане толерантности результаты, вариант «В компании уже работают женщины­дальнобойщицы» никто из опрошенных не выбрал.

– Требуется принятие безотлагательных решений. Увеличение инвестиций в улучшение условий труда, развитие сети безопасных парковок для отдыха в дальних рейсах. Эти и другие меры поддержки привлекут в профессию молодое пополнение и женщин, – уверен генеральный секретарь IRU Умберто де Претто. – В противном случае проблема нехватки водителей в сфере международных автомобильных перевозок грузов будет обостряться и в конечном итоге непоправимо нарушит жизненно важные сети мобильности.

Умберто де Претто, генеральный секретарь IRU:

Хроническая нехватка коммерческих водителей усугубляется, миллионы вакансий по всему миру остаются незаполненными. Это подвергает и без того напряженную экономику инфляционным рискам, приводит к сбоям в цепочках поставок. Данная ситуация угрожает функционированию автомобильного транспорта, торговле и в конечном счете занятости и благосостоянию граждан.