ЗАСО «ТАСК»

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

22 июня, 2022

Развитие электротранспорта является одним из приоритетных направлений белорусской промышленности на ближайшие годы. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030-му общее число таких машин в мире достигнет 200 млн. Крупные концерны анонсируют отказ от выпуска легковых и грузовых авто с двигателями внутреннего сгорания. В нашей стране этой теме также уделяется пристальное внимание.

Третий год подряд в Минске для популяризации электромобилей как экологичного и экономичного вида транспорта проходит День электротранспорта. На этот раз выставка развернулась на площадке у Национальной библиотеки. В ней приняло участие более 20 компаний. Наш обозреватель Константин Бакун побывал на мероприятии и узнал о новинках.

Одним из первых красуется электробус BKM Holding Е3210Е серии Olgerd. Модель оснащена двумя тяговыми электродвигателями мощностью по 120 кВт, что позволило увеличить дальность пробега без подзарядки. Это не только комфортная и надежная, но и самая современная пассажирская техника. Системами водитель управляет посредством touch screen­панелей.

По соседству – опытный образец первого электрогрузовика МАЗ­4381 ЕЕ. Его максимальная скорость – 85 км/ч, грузоподъемность – 3,9 тонны. Запас хода без подзарядки – 200 км. Он разработан для транспортировки грузов в черте города. Сейчас проходит испытания, впереди – серийное производство и выход на рынок.

В центре выставки – Geely Geometry C. Легковой электромобиль оснащен инновационными батареями с интеллектуальной системой регулирования температуры, что обеспечивает оптимальные условия работы и повышенный ресурс. Разгоняется до сотни за 6,9 секунды. Заявленная максимальная скорость – 150 км/ч.

Мотовелозавод, помимо новых моделей электровелосипедов, показал первый белорусский электроквадрицикл. Запас хода «малыша» – 120–150 км. Малогабаритный и маневренный – это идеальный вариант для города. Ожидается, что он будет востребован службами доставки.

ОАО «Амкодор» продемонстрировало новые электропогрузчики, а крупнейшие автосалоны представили самые ходовые электрокары.

Первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Сергей Чижик акцентировал внимание на том, что на нынешней выставке наряду с автомобилями иностранного производства представлены и образцы белорусского электротранспорта. По его словам, ученые НАН стояли у истоков развития этого направления. И сегодня имеются десятки опытных образцов. Важно, что производство этой техники почти полностью локализовано в Беларуси. Так, в нашей стране налажен выпуск различных электродвигателей, управляющей электроники. И, конечно, главнейший вопрос – накопители энергии. Литий­ионные батареи превзойти очень сложно. Но в республике активно развивается это направление в производстве. Сегодня сборка аккумуляторов возможна на многих предприятиях страны. В планах и активное сотрудничество с Россией.

– Большие надежды связываем с «Росатомом», – отметил Сергей Чижик. – Мы будем работать по освоению накопителя энергии, вносить свой вклад. Есть у нас и козыри – утилизация литий­ионных батарей и электромагнитная защита.

Начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Александр Белевич рассказал о планируемом в Беларуси производстве электрических минивэнов:

– Они разработаны совместно с китайской компанией Joylong. В машине установлены наши батарея и электродвигатель. Пробег по трассе на максимальной скорости – 250 км, по городу – около 300 км. Среди плюсов – меньшие затраты на эксплуатацию, экологичность и комфорт. Машина фактически бесшумная.

Относительно развития сети электрозарядных станций по стране заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик выразил мнение, что будущее – за супербыстрой зарядкой. В перспективе электромобиль будет «заправляться» столько же времени, сколько сегодня обычное авто на традиционной АЗС:

– У нас на основных трассах стоят мощные станции, которые позволяют буквально за 10 минут пополнить пробег до 100 км. В этом году будет запущен первый супербыстрый комплекс с еще большей мощностью: за те же 10 минут можно получить пробег 300 км. До 2025 года таких станций станет больше двух десятков. Мы очень заинтересованы в развитии электротранспорта в стране и привлечении клиентов. Синергия законодательных инициатив, снижение стоимости такого транспорта, появление разнообразных моделей, подорожание традиционного топлива – все это говорит в пользу электромобилей.

Необходимо подчеркнуть, что задача развития электротранспорта в Беларуси решается комплексно, включая не только изготовление авто, но и мероприятия по созданию производств узлов и комплектующих, а также условий для их эксплуатации.

16 млн составили мировые продажи электромобилей в 2021 году.

Число электромобилей в Беларуси превысило 10 тыс. Для развития этого направления в стране созданы комфортные условия, действуют стимулирующие меры, отмечают в Минэнерго. Ежегодно увеличивается количество электрозарядных станций – их общее число составляет 680. В 2021 году объемы потребления электроэнергии зарядными станциями выросли в 1,4 раза по сравнению с 2020-м – до 10 млн кВт/ч. Расширяется и парк общественного электротранспорта – на городских маршрутах сегодня курсирует более 100 электробусов.

Выставка собрала широкий круг представителей промышленного комплекса, научных организаций, компаний-импортеров электромобилей. В их числе – «БКМ Холдинг», МАЗ, «АМКОДОР», «Белоруснефть», Национальная академия наук, мотовелозавод, БЕЛДЖИ, компании Green cars, Tesla cars, Electro car, MultiMotors, Sidus Auto.