ЗАСО «ТАСК»

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ НОВЫХ РЕШЕНИЙ

8 марта, 2023

На заседании коллегии, состоявшемся 2 марта, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко выступил с докладом «Об итогах работы транспортного комплекса Республики Беларусь в 2022 году и задачах по его развитию на 2023 год».

В целях реализации государственных программ «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси» во взаимодействии с республиканскими органами гос­управления, местными органами власти и крупными грузоотправителями выстраивалась системная работа по поддержке транспортных предприятий, стабилизации производственной деятельности, пере­ориентации экспортных потоков на восточный вектор.

Успешно развивались контейнерные железнодорожные перевозки. В Китай было отправлено около 120 тыс. контейнеров в ДФЭ с продукцией белорусских предприя­тий – объемы увеличились в 5 раз. Активизировались двусторонние автомобильные перевозки грузов в Российскую Федерацию, страны Закавказья, Центральной Азии, Иран и Турцию. Успешно наращивал объемы на внутриреспубликанских перевозках водный транспорт. С августа минувшего года начали расти ежемесячные объемы грузовой работы на воздушном.

Второй год подряд демонстрирует положительные результаты пассажирский транспорт. Его резервы далеко не исчерпаны. Драйверами роста выступили железнодорожная, автомобильная и водная подотрасли.

Деятельность организаций гражданской авиации была направлена на переориентацию маршрутной сети. Авиакомпания «Белавиа» возоб­новила полеты в Казань, Екатеринбург, Дубай, открыла рейсы в Калининград, Туркменбаши, аэропорт Внуково (Москва), увеличена частота полетов в Ереван, Баку, Стамбул, Ташкент, Нур­-Султан, Кутаиси, Батуми, Санкт­-Петербург. Чартерные рейсы выполнялись в Египет и Турцию.

Минтранс реализовывал план мероприятий по наращиванию экспорта транспортных услуг. В общем объеме внешней торговли услугами с положительным сальдо 1,3 млрд долларов США доля транспорта составила около 44%. В разы увеличились объемы экспорта транспортных услуг в Азербайджан, Египет, Иран, обеспечен рост в Российскую Федерацию, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Туркменистан, Турцию, Узбекистан.

– Следует понимать, что сегодня идет перераспределение рынков, – подчеркнул докладчик. – Наша задача – не упустить возможность и утвердиться на новых рынках услуг.

По финансовым результатам в целом по отрасли обеспечена рентабельная и прибыльная работа, уменьшилось число убыточных организаций. Наиболее успешно в этом плане сработал воздушный транспорт. Лучше стала ситуация и по водному, организации которого обеспечили рост рентабельности и выход на чистую прибыль. Одно из крупнейших предприятий отрасли – Белорусское речное пароходство. Его финансово­-экономические показатели улучшились со сменой руководителя. Дальнейшая эффективная работа зависит в первую очередь от правильной организации управления. Повышение эффективности управленческих решений является задачей для всех руководителей предприятий отрасли, отметил министр.

Серьезная работа проведена авиа­ционными организациями. Антикризисные мероприятия, оптимизация структуры численности с учетом выполняемых объемов и иные меры способствовали снижению затрат.

В текущем году усилия необходимо направить на продолжение наращивания частот и расширение маршрутной сети регулярных и чартерных авиарейсов, удовлетворение спроса крупных промышленных предприятий страны на выполнение авиационных грузовых перевозок. Для эффективной деятельности аэропортов следует провести оптимизацию их структуры.

Рентабельную работу, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, обеспечили международные автомобильные перевозчики. Принятое правительством решение, разрешающее перемещение грузовых автомобилей и тягачей Евросою­за по территории Беларуси только до установленных мест перегрузки и перецепки, способствовало восстановлению потерь транспортной работы, переориентации на рынок международных перевозок ЕАЭС и Азиатского региона. Договоренность с РФ об отмене категорийности разрешений в/из третьих стран позволила упростить выполнение международных грузоперевозок белорусскими автомобилистами и обеспечить рост количества перецепок и перегрузок партий товаров в/из России в специально установленных местах с 7,5 тыс. в августе до 11 тыс. в декабре.

С 10 октября прошлого года Транспортная инспекция Минтранса в связи с имеющимися трудностями в получении белорусских разрешений в странах ЕС (главным образом, в Литве и Польше) начала оформлять «дозволы» на международную грузоперевозку по территории Беларуси для автоперевозчиков Евросоюза. До конца года их было выдано более 28 тыс. на общую сумму 13,7 млн рублей.

Получено также свыше 22 тыс. дополнительных разрешений на международные перевозки грузов от девяти государств: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Таджикистана, Турции, Узбекистана. Суммарно это на 100% больше предварительно согласованной годовой квоты. Кроме того, белорусские перевозчики активно пользовались китайскими разрешениями, выданными в количестве 1 тыс. бланков. Достигнуты договоренности по отмене разрешительной системы на выполнение международных автомобильных грузоперевозок с Ираном, Кыргызстаном, Сирией, Узбекистаном.

Позитивные изменения произошли в сфере перевозок городским пассажирским транспортом общего пользования. Так, в областных центрах и столице проведена оптимизация свыше 2 тыс. городских, пригородных и междугородных маршрутов. В Гродненской области прошла реорганизация транспортных предприятий. В целях обновления подвижного состава при плане 167 приобретены 245 единиц: 195 автобусов и 50 троллейбусов. По итогам реализации Комплекса мер по решению проблем в сфере перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом получен экономический эффект в размере более 27,5 млн рублей.

Обращаясь к представителям облисполкомов и столичного гор­исполкома, Алексей Авраменко подчеркнул, что проблемы внут­риреспубликанских перевозок необходимо решать совместными усилиями.

Значительные резервы для внут­ренней оптимизации ресурсов и снижения затрат имеются на железной дороге, и они должны быть задействованы в полном объеме. Ключевые направления повышения эффективности работы государственного объединения одобрены правительством. Минтрансом утверждена стратегия совершенствования структуры управления Белорусской железной дорогой. В докладе также отмечена необходимость совместных с российской стороной действий по развитию железнодорожных перевозок, предполагающих совершенствование соответствующей инфраструктуры на территории нашей республики и эффективного использования объектов инфраструктуры РЖД для безусловного пропуска белорусских экспортных грузов.

По мнению главы транспортного ведомства, эффективная модель управления должна быть сформирована во всех отраслевых организациях. Ее основные элементы – грамотное распоряжение имеющимися ресурсами, изыскание резервов, экономия и дисциплина.

Многие руководители системы Минтранса, несмотря на негативные внешние факторы, сумели обеспечить и безубыточную, рентабельную работу, и рост заработной платы, которую докладчик назвал ключевым аргументом в решении проблемы дефицита и текучести кадров.

Эффективная деятельность отрасли зависит от развития транспортной инфраструктуры. Финансирование мероприятий Государственной инвестиционной программы на 2022 год освоено в полном объеме. Завершена модернизация судна технического флота для выполнения путевых работ на Августовском канале. Продолжилась реализация инвестиционного проекта по строи­тельству авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта Минск, его окончание запланировано на 2023­-й. Выполнены реконструкция и ремонт 46 дорожных сооружений на республиканских и 34 – на местных автомобильных дорогах. Завершено строительство обхода городского поселка Мир, открыто движение по обходу Могилева.

С целью поддержания дорожной сети в хорошем эксплуатационном состоянии изменены подходы к распределению финансовых ресурсов: основная их часть сегодня направляется на ремонт республиканских и местных коммуникаций, мостов и путепроводов, требующих проведения неотложных работ.

В результате ремонта свыше 800 км республиканских автодорог и 2709 пог. метров дорожных сооружений на них протяженность трасс с повышенным скоростным режимом увеличилась более чем на 1,5 тыс. км. На местной сети приведены в порядок 1,5 тыс. км автодорог и свыше 1,1 тыс. пог. метров сооружений. Работа в этом направлении будет продолжена в соответствии с утвержденным правительством перспективным планом работ на 2022–2025 годы по капитальному ремонту (реконструкции, модернизации) мостов и путепроводов, расположенных на республиканских и местных автомобильных дорогах.

Если говорить о цифровизации транспортного комплекса, то в стране на законодательном уровне закреплен термин «интеллектуальная транспортная система» (ИТС). Постановлением Совета Министров от 25.10.2022 № 724 определен порядок функционирования ИТС на автодорогах общего пользования и улицах населенных пунктов. Принято решение по созданию Центра мониторинга дорожного движения на базе РУП «Белдорсвязь». Это даст возможность совершенствовать существующую систему содержания автомобильных дорог. Основой национальной сети ИТС должен стать программно-­аппаратный комплекс. В 2023 году планируется начать его разработку, в том числе с привлечением средств Республиканского фонда универсального обслуживания связи и информатизации.

По поводу перспектив развития отрасли министр акцентировал внимание на следующих моментах.

Как никогда актуальна отработка совместно с российской стороной вариантов создания и развития портовой инфраструктуры для нужд Республики Беларусь, а также продвижение вопроса о необходимости развития пунктов пропуска на внешнем контуре Союзного государства.

С учетом проводимой сейчас МИД работы по ускоренному вступлению Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества в текущем году нужно четко определить перспективы и сформировать задачи транспорта в контексте этой интеграции. Важным является и возобновление развития коридора «Север – Юг» – ключевого элемента транспортного каркаса Евразии, что расширит возможности белорусских перевозчиков.

Одно из важнейших направлений – обеспечение доставки белорусского экспортного груза потребителям. С этой целью необходимо гарантировать его бесперебойную погрузку.

Для решения поставленных перед транспортным комплексом в 2023 году задач требуется разработать ряд нормативных правовых актов. Важнейшим из них является проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте». На повестке также проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене», внесение изменений в соглашения, преду­сматривающие отмену разрешительной системы, завершение работы по реализации союзной программы.

Отдельно руководитель ведомства остановился на вопросах трудовой и исполнительской дисциплины. В коллективах необходимо создать обстановку взаимной требовательности, заинтересованности работников в конечном результате, проводить детальный анализ причин, порождающих ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей.

В одном ряду с дисциплиной стоит и проблематика информационной безопасности. С целью повышения ее уровня в отрасли Минтрансом принято решение о проведении соответствующего аудита.

– Мы видим, в каком направлении должен развиваться транспортный комплекс. Есть понимание руководителями всех уровней поставленных задач. Дело – за исполнением, внедрением новых, зачастую нетривиальных подходов. Ежедневная деятельность должна быть нацелена на рост объемов транспортной работы и экспорта услуг, снижение уровня затрат, инвестирование собственных и привлеченных средств в развитие организаций, импортозамещение, повышение финансовой устойчивости транспортного комплекса, экономию и эффективное использование ресурсов на фоне усиления требований к технологической, исполнительской и трудовой дисциплине, обеспечению безопасности предоставляемых услуг. Итогом нашей работы должны стать выполнение основных показателей эффективности работы Минтранса на 2023 год и реализация мероприя­тий государственных программ «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси», – подытожил Алексей Авраменко.

Транспортной инспекцией при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности проведены 378 проверок. По их итогам выявлено более 117 тыс. нарушений, составлено свыше 1 тыс. административных дел.

Для того чтобы двигаться вперед, необходимо находить новые рынки, на постоянной основе взаимодействовать с потребителями транспортных услуг, предлагать новые и совершенствовать уже существующие сервисы.

В рамках правового регулирования транспортной сферы за прошедший год приняты 123 нормативных правовых акта, сокращены 40 административных процедур, четыре – переведены в электронный формат.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»

Фото Виктора ДУЛЕБО, «ТВ»