ЗАСО «ТАСК»

ВОЗИМ. ЕЗДИМ. СТРОИМ

26 октября, 2022

На совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики о развитии транспортной отрасли страны рассказал заместитель премьер-министра Анатолий Сивак.

Несмотря на непростые условия хозяйствования, развитие транспортной отрасли не останавливается, подчеркнул вице-­­премьер в своем выступлении. В рамках Национального инфраструктурного плана Республики Беларусь на 2021–2025 годы предусмотрена реализация 83 транспортных проектов. В 2022-­м осуществляются 33 из них. Обновляется подвижной состав: приобретены четыре 5­-вагонных электропоезда межрегиональных линий ЭПм для использования на маршрутах между столицей и областными центрами – Брестом и Гомелем, 152 автобуса и 19 троллейбусов для перевозки пассажиров.

Вскоре планируется ввод в эксплуатацию моста через Западную Двину на подъезде к Новополоцку, обхода городского поселка Мир. В ноябре откроется движение по юго­-западному обходу Могилева. Намечено выполнить ремонт, возведение и реконструкцию 765,6 км республиканских трасс и 2482 пог. метров дорожных сооружений. Будут отремонтированы 1407 км дорог и 1217 пог. метров мостов на местной сети.

В сфере гражданской авиации работа сконцентрирована на стабилизации деятельности авиапредприятий. Продолжают развиваться воздушные перевозки, в том числе в Египет, Иран, Венесуэлу, Вьетнам и ряд других государств. Пассажирские самолеты максимально задействуются по всем открытым направлениям, обсуждаются вопросы организации грузовых и пассажирских перевозок по территории Российской Федерации. Рассматривается реализация проектов кооперации. В кратчайшие сроки планируется освоить техническое обслуживание и покраску воздушных судов Sukhoi Superjet, что в условиях импортозамещения всех систем и агрегатов производителей российских самолетов является наиболее перспективным направлением.

Для обеспечения вывоза белорусского экспорта автомобильным транспортом уже получено свыше 14 тыс. дополнительных разрешений, предполагается поступление еще 6,3 тысячи. Достигнуты договоренности с Ираном, Кыргызстаном, Арменией и Узбекистаном о безразрешительной системе. В сложившихся условиях важное значение имеет развитие перевозок в Китай. На текущий год осуществлен обмен 1 тыс. разрешений.

– Продолжается дальнейшая работа с российской стороной в части подготовки соглашения о безразрешительной системе в рамках реализации Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка, – отметил Анатолий Сивак. – Принятое решение правительства о перемещении по территории Беларуси грузовых автомобилей и тягачей Евросоюза только до специально установленных мест содействует восстановлению потерь транспортной работы отечественных перевозчиков и переориентации их на рынки ЕАЭС и Азиатского региона. В среднем за сутки совершается около 1 тыс. операций перегрузки и перецепки. Расширению возможности транспортировать грузы европейских отправителей способствовала отмена категорийности разрешений Российской Федерации в/из третьих стран.

По итогам трех кварталов транзит белорусских грузов через российские порты увеличился в 2,2 раза к аналогичному периоду прошлого года. Более 34% переориентировано с традиционных направлений. В настоящее время для обработки белорусского экспорта задействованы 14 портов Северо­-Западного региона РФ, Черного и Азовского морей.

Анатолий Сивак сообщил, что в сентябре подписано межправсоглашение с Россией о сотрудничестве в области развития перевозок через транспортные коридоры, проходящие по территории двух стран.

– В отношении наших грузов условия будут стабильными и более выгодными. Реализация договоренностей обеспечит альтернативные пути поставки белорусской продукции на экспорт по сухопутному маршруту, а также перевалку в морских портах Российской Федерации. Кроме того, соглашение гарантирует объемы перево­зок экспортной продукции контейнерными поездами транзитом по территории РФ назначением в Китай на период до 2024 года, – подчеркнул вице-­премьер.

В комментарии по поводу строительства белорусского порта в России Анатолий Сивак обратил внимание на коммерческую составляющую проекта и создание благоприятных условий бизнесу для активного вложения средств. Заместитель премьер-­министра отметил, что важное значение в успешности начинания имеют транспортная инфраструктура в регионе, тарифы БелЖД и РЖД на грузоперевозки, ряд других факторов.

В ситуации кардинального изменения направлений поставки белорусской экспортной продукции и особенно сокращения транзитных перевозок в отрасли с марта по июнь отмечалось падение показателей транспортной деятельности. За 9 месяцев по сравнению с прошлым годом имеет место снижение грузооборота (74,8%), экспорта транспортных услуг (86,7%). Положительный момент – восстановление объемов пассажирооборота: с января по сентябрь – 15,5 млрд пасс.­км, или 101,4%. Наблюдается увеличение мобильности населения в международном сообщении: по автомобильному транспорту – в 2,5, железнодорожному – в 1,7 раза.

Выстроены новые логистические цепочки по доставке белорусских грузов железнодорожным транспортом в Китай. Объемы перевозки экспортной продукции отечественных предприятий в данном направлении за январь – сентябрь составили 83,5 тыс. контейнеров в ДФЭ. Рост – в 4,6 раза к аналогичному периоду прошлого года. Всего за 9 месяцев из Беларуси в Китай отправлены 690 контейнерных поездов.

Александр Михайлов