ЗАСО «ТАСК»

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

19 октября, 2022

Конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Он представил одно из последних своих детищ – систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ «Днепр».

Система представляет собой программно-­аппаратный комплекс для обеспечения автоматизированного контроля и управления движением поездов и маневровой работой на станциях и прилегающих к ним перегонах. Она управляет стрелочными переводами и светофорами, другими станционными объектами, соответствует наивысшему уровню безопасности SIL4. Срок ее службы составляет не менее 30 лет.

МПЦ «Днепр» в течение пяти лет разрабатывалась специалистами проектно-­технологического бюро КТЦ БелЖД. Группа из 20 талантливых человек проанализировала и обобщила рекомендации авторитетных международных организаций МЭК, МАГАТЭ, CENELEC в вопросах разработки программного обеспечения, связанного с безопасностью. Экспертом выступил БелГУТ.

– Главными причинами разработки современной системы стали моральное устаревание и физическая изношенность влияющих на безопасность движения поездов релейных систем централизации станций Белорусской железной дороги. Она выполнялась в рамках научно-­исследовательской и опытно-конструкторской работы Министерства транспорта и коммуникаций и является собственностью стальной магистрали, – рассказывает один из участников проекта Андрей Митасов. – Большая часть времени – около 5 лет – была затрачена на проведение испытаний на безопасность функционирования и экспертизы программного обеспечения. Каждый этап тщательно документировался.

Первой станцией, где в 2011 году внедрили в опытную эксплуатацию МПЦ «Днепр», стало Гатово. В настоящее время она действует на 12 станциях. По словам специалистов, преимущества перед другими системами микропроцессорной централизации – в прозрачной структуре, понятных интерфейсах и очевидных принципах работы. А ее отличительная особенность – продуманное тесное взаимодействие отдельных автономных элементов, позволяющее достичь максимальной эффективности при автоматизации.

Около 80% используемого в МПЦ «Днепр» оборудования – отечественного производства. Основные блоки, которые отвечают за безопасность и программное обеспечение, – собственная разработка Конструкторско­-технического центра, а в целом система выпускается на базе двух белорусских заводов – в Минске и Бресте. Кроме того, последующее ее сопровождение или внесение изменений не требуют заключения дорогостоящих внешнеэкономических контрактов.

Специалисты КТЦ не стоят на месте и стараются шагать в ногу со временем. Одним из направлений стала разработка контроллеров безрелейного интерфейса управления стрелками и светофорами, а также успешная стыковка с системой счета осей фирмы Frausher. Это, в свою очередь, позволило расширить полигон внедрения системы за пределы Республики Беларусь и успешно внедрить МПЦ «Днепр», в частности, в Казахстане. Сегодня она действует на станции возле Астаны, еще на одной завершаются пусконаладочные работы.

В Беларуси микропроцессорная централизация в настоящее время устанавливается на станциях Пхов и Мозырь. В работе – еще четыре проекта.

Благодаря внедрению микропроцессорной централизации получено компактное рабочее место дежурного по станции, увеличена безотказность оборудования, появилась возможность для электромеханика оперативно находить неисправность и обнаруживать предотказное состояние устройств.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»