С послаблением коронавирусных ограничений ОАО «Витебскоблавтотранс» в апреле возобновило международные перевозки пассажиров. Регулярные рейсы выполняются в Смоленск, Великие Луки, Псков. Вскоре добавится Велиж. С предложением об организации автобусного сообщения к белорусскому предприятию обратились брянские коллеги. Сейчас рассматривается возможность поездок и в Санкт-Петербург. Международные перевозки пассажиров рентабельны и приносят прибыль. О том, как они выполняются, мы поговорили с одним из водителей.
С Александром Аднарогим мы встретились после его возвращения из очередного рейса в Смоленск. Слегка уставший, но в хорошем настроении, он согласился рассказать о своей работе:
– Рейс прошел успешно. Автобус был заполнен практически до отказа. Погода тоже не создавала проблем. Изредка накрапывал осенний дождик, но для меня и моей машины – это не помеха.
– Как давно вы работаете здесь?
– В АП № 1 Витебска я пришел в 1990-м, а до этого два года работал на автобусе в Сенно. С тех пор изменилось многое. Начинал на ЛАЗ-695, в основном на пригородных маршрутах. Помню, было время, когда с техникой в автопарке дела обстояли тяжело и я своими руками из двух старых автобусов собрал один, а потом долго ездил на нем. Затем сразу сел за руль городского МАЗ-103. Довелось немного поездить и на легендарном желтом «Икарусе». Работал на «ГАЗели», «Ивеко», «Радзiмiче». Наверное, только за руль пазика никогда не садился.
Мне мое дело нравится. Иначе бы столько лет не работал в сфере пассажирских перевозок. Согласен, не каждому это дано. Здесь мало просто управлять автобусом. Нужно уметь находить контакт с людьми, видеть их, понимать. А все это приходит с опытом.
– За 30 лет изменилась не только техника, но и люди…
– Согласен, и это касается не только стиля в одежде, причесок, привычек. Новое поколение пассажиров – люди более вежливые. Причем, как я давно заметил, это не зависит от возраста, пола, образования и социального статуса. Бывает, с виду очень приличный человек так выразится, что не по себе становится.
– А что можете сказать о культуре водителей?
– Транспортные потоки увеличиваются, что требует большей внимательности, сосредоточенности, осторожности. Отсюда и некоторое напряжение за рулем. Но водители в основном законопослушны, ведут себя на дороге адекватно и предсказуемо. Хотя, что греха таить, разные встречаются. Особенно среди тех, кто управляет мощными байками. Летят, как пуля, появляясь из ниоткуда.
– Какие маршруты вам больше по душе?
– Если честно, с удовольствием откликаюсь, когда надо выполнять заказной рейс.
Дело в том, что работа на определенном маршруте доводит действия водителя до автоматизма. Подъезжая к конкретному перекрестку в определенное время, я уже знаю, когда загорится зеленый. На загородной дороге помню каждую ямку. А заказные перевозки – это обычно новый маршрут, смена обстановки и еще одна проверка на профессионализм.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»