ЗАСО «ТАСК»

В шестое десятилетие

29 декабря, 2022

Первые троллейбусы в Могилеве появились в далеком 1970 году. 19 января на маршрут «Железнодорожный вокзал – поселок Куйбышева» их вышло шесть, а спустя девять дней – в три раза больше.

В самом начале общая протяженность линии составляла всего 10 км, но город рос, и с ним расширялась «паутина» сетей. Сегодня уже невозможно представить город на Днепре без этих экологичных машин. За полвека могилевские троллейбусы перевезли более 2 млрд пассажиров.

Внедрение электрического транспорта не обошлось без технических трудностей, что отразилось и на сроках: открытие движения планировалось на 7 ноября 1969-­го. Предстояло создать необходимую инфраструктуру, закупить подвижной состав, подготовить специалистов, учебу которых организовали в Минске. Кстати, первые несколько водителей приехали на работу в областной центр из разных уголков Советского Союза.

За весь период существования ныне уже Могилевского филиала Троллейбусный парк № 1 здесь освоили около десятка модификаций подвижного состава. Самым первым стал высокопольный ЗиУ-­5, который серийно производился с 1959 по 1972 год на заводе имени Урицкого в Энгельсе Саратовской области. В Могилев эти троллейбусы поступили в 1969-­м и оставались в строю до середины 1980­-х. Один из них сохранился. Долгое время раритет стоял на территории предприятия как напоминание о начале его истории. Кто знает, может быть, именно он был в числе первых, вышедших на маршрут в январе 1970­-го.

В нынешнем году было принято решение разместить ЗиУ за территорией, чтобы первый могилевский троллейбус могли видеть и горожане. Кроме того, рядом работники парка высадили сквер из плакучих ив и туй. Чуть подальше – новая современная остановка с электронным информационным табло с расписанием движения в режиме реального времени.

…Если сегодня поставить в один ряд раритетный ЗиУ­-5 и современный электробус, можно воочию убедиться, какой виток в своем развитии совершил электротранспорт. Так и нужно писать историю: сохранять традиции прошлого, ценить настоящее и строить будущее.

Слесарь Яков Зверяко – в числе тех, кто занимался реставрацией старого троллейбуса. Благодаря золотым рукам мастеров ЗиУ восстановили:

– Мы провели большой комплекс работ, чтобы воссоздать облик этого раритета. Последний штрих – перекраска по сохранившимся фотографиям и свидетельствам старожилов. Если честно, из профессионального интереса хотелось бы поставить его на ход, но понимаю, что особого смысла уже нет – он не сравнится с современными моделями, да и детали, скорее всего, уже днем с огнем не сыскать.

Яков Александрович работает в троллейбусном парке более 20 лет, неоднократно награждался грамотами предприятия и ОАО «Могилевоблавтотранс». Он приехал в Беларусь из Казахстана 19-­летним юношей. Любовь к технике у него с детства:

– Отец был шофером, и я всегда с удовольствием помогал ему в ремонте автомобиля. Наверное, как только стал поднимать гаечный ключ, так и подавал ему инструменты. Поэтому отнюдь не случайно выбрал стезю слесаря – эта работа не на виду, но очень важная. Комфорт, а главное, безопасность пассажиров во многом зависят от состояния подвижного состава.