ЗАСО «ТАСК»

В будущее – к интеллектуальным системам

13 мая, 2022

Массовая автомобилизация связана с рядом издержек. Это – заторы на дорогах и, как следствие, повышенный расход топлива, загрязнение воздуха, а также снижение средней скорости движения. Над тем, как преодолеть негативные последствия, задумались еще полвека назад – появилась концепция интеллектуальной транспортной системы (ИТС).

Technology of transportation concept. Traffic control systems. Internet of Things. Mobility as a service.

До недавнего времени ИТС использовалась исключительно в сфере автотранспорта как система, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии, включая инфраструктуру транспортных средств и пользователей, а также в управлении движением и мобильностью. Однако появилась она уже на морском и железнодорожном транспорте.

Анализ практики применения и развития ИТС в развитых странах мира показывает, что ее качество и эффективность зависят от наличия автоматизированных элементов по управлению транспортом и сбору информации, соответствующих институтов, программных документов, определяющих четкую архитектуру ИТС, и заинтересованности государства в продвижении целевых проектов.

Определение понятия «интеллектуальная транспортная система» содержится в ряде нормативных правовых актов (НПА). При этом уточняется, что в основе ИТС лежит применение информационных и коммуникационных технологий.
Так, в статье 18 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» от 14.12.2021 № 134­З установлено, что управление и регулирование дорожного движения осуществляются интеллектуальными транспортными системами, под которыми понимается подсистема, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий. В решении Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза» находим, что ИТС – интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортными инфраструктурой, средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности процесса.
Актуальность применения ИТС в Республике Беларусь связана с тем, что, согласно официальной статистике, наблюдается удвоение числа транспортных средств за последние 20 лет. Таким образом, необходимы совершенствование дорожной инфраструктуры, постоянное повышение безопасности и эффективности транспортного процесса. И, надо сказать, отдельные элементы ИТС внедряются. По состоянию на начало прошлого года на респуб­ликанских автомобильных дорогах функционировало более 700 элементов оборудования ИТС, в том числе 131 табло переменной информации, 395 камер дорожного видеонаблюдения, 116 дорожно­измерительных станций, 81 автоматический пункт учета интенсивности потока. Системой GPS­мониторинга оборудовано около 2000 единиц технологического транспорта, участвующего в содержании автомобильных дорог. Также в Беларуси успешно действуют системы сбора платы за проезд BelToll и динамического взвешивания.
Это – элементы. А как должна выглядеть ИТС в развитом виде, определяется СТБ 2556­2019 (ISO 14813­1:2015) «Интеллектуальные транспортные системы. Архитектура интеллектуальных транспортных систем. Технические требования. Часть 1. Сервисные домены интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы».
Сначала приведем три важных определения:
• сервис ИТС – предоставляемые пользователям функциональные возможности, созданные для повышения безопасности, устойчивости, эффективности и/или комфорта;
• сервисная группа ИТС – один (или более) из аналогичных либо дополняющих друг друга сервисов, предоставляемых пользователям;
• сервисный домен ИТС – специ­фическая сфера применения, которая охватывает одну сервисную группу или более.
Сервисные группы ИТС будут включаться в следующие области:
– дорожные сети и обслуживающая деятельность;
– мобильность коммерческих транспортных средств и связь между их видами;
– предоставление информации перед и во время поездки, планирование передвижений в начале и (или) конце поездки;
– ценообразование для платежей за проезд грузовых транспортных средств и легковых автомобилей по дорогам;
– координация действий быстрого реагирования в экстренных ситуациях;
– безопасность транспортной инфраструктуры;
– кооперативные ИТС (иногда «подключенные транспортные средства» или «подключенные системы транспортного средства/шоссе»).
Назовем 13 сервисных доменов ИТС:
• пользовательская информация. Охватывает предоставление статической и динамической информации о дорожной сети пользователям до начала и во время поездок, включая возможности и перевозки на разных видах транспортных средств;
• организация дорожного движения и операционная деятельность. Управление передвижением всех видов транспортных средств, водителей и пассажиров, пешеходов по дорожной сети. Включает как автоматизированный мониторинг и контрольную деятельность, так и процессы принятия решений (автоматизированные и ручные), которые охватывают ДТП в режиме реального времени и другие экстренные ситуации на определенных участках, а также управление спросом на передвижения при необходимости поддерживать общую мобильность;
• сервисы транспортных средств. Направлены на совершенствование безопасности, защищенности и эффективности деятельности путем предупреждения и помощи пользователям. Данные сервисы используют внешнюю информацию с бортового оборудования транспортных средств и/или от беспроводной коммуникации с другими источниками;
• грузовые транспортные средства. Управление парком коммерческого автотранспорта и передвижением грузов, включая разрешительную систему на проезд по территории иностранных государств;
• маршрутные транспортные средства. Предоставление водителю и пассажирам оперативной, своевременной и эффективной операционной информации, включая разные виды транспортных средств;
• оперативная служба. Экстренные сервисы оперативного реагирования на ситуации и происшествия на отдельных участках или всей дорожной сети;
• транспортный платеж. Оплата транспортных услуг и площадок электронным способом через безналичные постоянные платежи либо с использованием установленного для внесения платы специального оборудования;
• личная безопасность. Защита водителей и пассажиров транспортных средств, а также пешеходов и лиц, использующих объекты дорожной инфраструктуры;
• мониторинг погодных условий и окружающей среды. Предупреждение о погодных условиях и событиях в окружающей среде, которые могут оказать воздействие на дорожную сеть и ее пользователей;
• управление и координация реагирования на стихийные бедствия и ситуации;
• национальная безопасность. Удаленный мониторинг транспортных средств для установления наличия взрывчатых веществ или обнаружения опасных грузов и операционного контроля;
• управление данными ИТС, которые могут быть использованы в некоторых или всех других сервисах;
• управление эффективностью. Моделирование деятельности дорожной сети в режимах онлайн и офлайн с использованием архивированных и/или оперативных данных, полученных путем мониторинга дорожной сети.
СТБ 2556­2019 (ISO 14813­1:2015) не предписывается, чтобы отдельно взятая интеллектуальная транспортная система включала весь перечисленный набор доменов. Конкретная архитектура ИТС должна наилучшим образом соответствовать усло­виям конечного ее применения и быть независимой от сервисов, которые поддерживает. Так, например, в строительных нормах СН 3.03.04­2019 «Автомобильные дороги» содержится всего 7 подсистем (сервисных доменов): управление содержанием автомобильных дорог и безопасностью дорожного движения; конструкция транспортных средств; общественный транспорт; коммерческие перевозки; персональная безопасность, связанная с дорожным транспортом; катастрофы и чрезвычайные ситуации; национальная безопасность.
Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 02.03.2021 № 48­Ц «Об интеллектуальной транспортной системе» оператором ИТС назначено республиканское унитарное предприятие по содержанию и развитию средств технологической связи «Белдорсвязь».
Внедрение интеллектуальных транспортных систем является актуальной общемировой задачей. Их использование позволит оперативно разгружать наиболее проблемные участки магистралей как на городском уровне, так и на международных маршрутах, упростит передачу информации, будет способствовать снижению аварийности.
Мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных транспортных систем и обеспечение их взаимодействия на межгосударственном уровне, включены в программные документы Евразийской экономической комиссии.
Наличие в Беларуси архитектуры ИТС и присутствие соответствующих сервисов создает условия для образования комплекса взаимо­связанных автоматизированных систем, решающих задачи управления дорожным движением, сокращения аварийности, повышения эффективности общественного транспорта и грузоперевозок, обеспечения общей дорожной безопасности, улучшения экологических показателей.

При подготовке публикации использовался проект аналитического доклада «Правовые основы создания, развития и обеспечения функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем государств – членов Евразийского экономического союза».

Вадим ПОЛЯКОВ, доцент ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ»