ЗАСО «ТАСК»

В БОЙ ИДУТ ОДНИ МОРЯКИ

22 июня, 2022

Главным символом борьбы с немецко-фашистскими захватчиками в начале Великой Отечественной стала Брестская крепость. Но не менее героическими были оборона вокзала станции Брест-Центральный, контрудар 22 танковой дивизии. Также в страницы боевой летописи вписан подвиг моряков Пинской военной флотилии, прославившихся невероятным мужеством.

Пинскую военную флотилию (ПВФ) создали в июне 1940 года. Главной базой стала столица Полесья. В состав входили 27 кораблей, авиационная эскадрилья, зенитный артдивизион и рота морской пехоты. После к ним добавились еще 18 кораблей и катеров. Все силы свели в пять отрядов: Березинский, Припятский, Днепровский, Киевский и Черниговский. Командующим назначили контр­адмирала Дмитрия Рогачева. К лету 1941 года во флотилии служили около 2,3 тыс. матросов.

Первые дни Великой Отечественной ознаменовались героическими очагами противостояния захватчикам. Советские воинские части наносили контрудары. Подробное исследование событий того времени на основе архивных документов сделал председатель правления Москов­ского клуба истории флота К.Б. Стрельбицкий. Вот, что он пишет: «Движение кораблей Пинской военной флотилии к Бресту в первые часы войны было продиктовано точным выполнением предвоенных планов этого оперативного объединения, согласно которым приграничный город должен был стать передовым пунктом сосредоточения сил флотилии для ведения боевых действий против Германии на реке Западный Буг».

Несмотря на героическую попытку прорыва под огнем немецкой авиации, кораблям ПВФ не удалось дойти до Бреста, поскольку все Кобринские шлюзы подверглись бомбардировке, и в результате их разрушения вода из канала ушла. Было принято решение отойти в Пинск.

Припятский отряд речной флотилии прикрывал отступление Красной Армии, помогая сухопутным вой­­скам переправляться через Днепр. Бои продолжались до конца лета. Когда враг укрепился по обоим берегам к югу от устья Припяти, семь кораблей направились на прорыв в Киев. До пункта назначения дошли только четыре. Там они участвовали в обороне города, длившейся 71 день.

Другая часть флотилии оставалась на линии фронта. Однако 11 сентября экипажи взорвали корабли и влились в состав пехотных подразделений.

В своем исследовании К.Б. Стрель­бицкий отмечает, что первый боевой выход пинских моряков утром 22 июня 1941 года можно отметить как уникальный в своем роде: строго следуя предвоенным планам, они двинулись… в наступление к границе!

Моряки также принимали участие в героической обороне Брестской крепости. Оказались они там в составе гидрографической партии Пинской военной флотилии, которая вела съемку и промер Западного Буга. Пограничная река оценивалась как вероятное направление действий флотилии, а никаких карт или сведений о навигационных условиях не имелось. В гидрографической партии, помимо десятка профильных специалистов – геодезистов, нивелировщиков, топографов и промерщиков, были порядка 70 прикомандированных старшин и матросов.

Из воспоминаний капитана 1­го ранга Григория Федоровича Кузьмина, возглавлявшего экспедицию, о первом дне Великой Отечественной в Бресте:

– На рассвете мы проснулись от гула канонады. На грузовике мчусь в погранотряд. Его начальник майор Кузнецов ничего определенного не говорит. Еду обратно. Уже довольно светло, в воздухе проносятся немецкие самолеты. Вернувшись на базу гидрографической партии, тороплю со сборами. Видим – вдоль берега идут немецкие автоматчики. Обстреливают нас. Обошлось без потерь. Вместе со штабными подразделениями пограничников вышли из расположения части. На северо­восточной окраине Бреста отряд занял оборону и в течение нескольких часов сдерживал наступ­ление немцев. Вечером подошли к Кобрину. Оттуда на буксире к утру 23 июня прибыли в расположение отряда кораблей флотилии, которые спешно пришли для огневой поддержки войск.

Были в Брестской крепости на реке Мухавец и военные катера. Как пишет К.Б. Стрельбицкий, 11 единиц прибыли сюда в первой половине мая. Они предназначались для речных пограничников. Свой рассказ о брестских катерах, вступивших в бой утром первого дня войны, исследователь завершает интересным историческим фактом. Точно такие же полуглиссеры из состава Днепровской военной флотилии закончили Великую Отечественную в мае 1945 года на реке Шпрее в Германии, став единственными кораблями Советского ВМФ, принявшими участие в битве за Берлин.

В кратком очерке о военных моряках ПВФ следует вспомнить и о гражданских речниках, оказавшихся утром 22 июня 1941 года в Бресте. В городе над Бугом находились 17 плавсредств Припятского участка Днепровско-Двинского речного пароходства, входившего в систему Народного Комиссариата речного флота Союза ССР. Это были винтовые буксирные газоходы с 13 сухогрузными баржами, а также землечерпательный снаряд и при нем – брандвахта. Из отчетных документов известно, что в первый день войны район стоянки этих судов подвергся артиллерийскому обстрелу, в результате которого были подожжены и сгорели оба газохода и пять барж. О других плавсредствах в официальных документах сообщается: «Оставлены в Бресте в неизвестном состоянии». О потерях среди членов команд и берегового персонала в архивах информации нет.

Антон БОЙКО