ЗАСО «ТАСК»

УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛА. ЕДИНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ

16 ноября, 2023

На повестке у Первого ТЕМА

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября провел совещание по вопросам пассажирских перевозок. «К этому вопросу мы подходим не только и не столько потому, что был ряд происшествий на дорогах. Но и потому, что зачастую в нашей жизни существует много направлений и вопросов неупорядоченных. А поскольку это безопасность людей, наших граждан (я уже не говорю о налогах, злоупотреблений хватает там), этот вопрос подлежит упорядочению», – отметил глава государства.

ПРЕЗИДЕНТ СКАЗАЛ

«Сегодня нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех! И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных. По единым правилам. Шаг влево, шаг вправо… Определить надо, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков».

На совещании белорусский лидер отметил, что вопрос по пассажирским автоперевозкам касается маршруток, которые курсируют в городах и между населенными пунктами, машин такси.

«У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое – безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе – легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах. Этим занимаются правоохранительные органы. Хотелось бы, чтобы Кубраков вместе с Тертелем (руководители МВД и КГБ. – Прим.) мне доложили до нового года для принятия решений. Нечего с ними разговаривать. Налог не уплатил – туда (речь – о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством. – Прим.)», – сказал глава государства.

Он констатировал, что, в общем­-то, понятные и справедливые правила соблюдают далеко не все участники этого бизнеса: «Как показывают проверки Комитета государственного контроля, бессовестных дельцов немало».

Так, за 9 месяцев 2023 года проверено немногим более 10 тыс. автомобилей. Выявлено около 9 тыс. нарушений.

«Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом – дикие аварии. Стажа нет, категории нет, допуска в рейс нет, техосмотра нет, режим труда и отдыха не соблюдается. Бомбят с утра до вечера эти водители. Потому что это же деньги для хозяина. Такое отношение к делу рано или поздно приведет к трагедии, подобной в Смолевичском районе, где погибли полтора десятка человек и дети тоже», – сказал Александр Лукашенко.

С финансовой точки зрения чаще всего выявляют сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах, неуплату налогов. «Нам, Роман Александрович (премьер-­министр Роман Головченко. – Прим.), надо ужесточить наказание по реальным вещам: раздробил бизнес – отвечай. Не уплатил налоги… Слушайте, кто нас упрекнет? В Америке пожизненное заключение можно получить за неуплату налогов – демократичная страна, – заметил Президент. – Отсюда – недобросовестная конкуренция с легальными перевозчиками, что сказывается на работе всей отрасли автомобильных перевозок. То есть возят без системы, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?! То есть неравные условия. Мы что, этого не видим?»

В результате потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики вынуждены закрывать свой бизнес, увольнять людей.

Правительство подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Возможные новации в этой сфере стали темой обсуждения на совещании у Президента.

Предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса. «Думаю, вы определитесь, каких других. Чтобы у нас опять не было там каки-х­то возможностей уйти от правил. Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами. То есть тебе разрешили перевозить людей такси и маршрутками, ты в реестре – иди и вози. Правила будут тоже установлены. Если тебя там нет и, не дай бог, ты занимаешься этими перевозками – к Кубракову и к Тертелю (речь – о привлечении к ответственности уполномоченными правоохранительными органами. – Прим.). Жесточайшим образом надо пресекать это, чтобы понимали. Но еще раз говорю: не надо давать им повод, что «мы задавили, кого-­то травим» и так далее. Все, кто может, кого допустили к этим перевозкам – работайте, все – в равных условиях. Шаг влево, шаг вправо – жесточайшее наказание», – пояснил лидер государства.

Одна из тем касается интернет-­агрегаторов. «Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта норма должна работать. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это – непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий. Как здесь обстоят дела, какова позиция агрегаторов?» – поинтересовался Александр Лукашенко.

Президент поручил взять эту сферу на контроль.

На совещании он попросил представить позиции всех заинтересованных по внесенному документу ведомств. «Все ли учтено в представленном проекте указа? Достаточно ли этого, чтобы обеспечить безопасные перевозки и прозрачную, легальную работу?» – поставил вопросы глава государства.

Он отметил, что проект указа разработан в правительстве при участии Комитета государственного контроля и Комитета государственной безопасности.

В начале совещания по теме мероприятия доложил вице-премьер Анатолий Сивак, который в правительстве отвечает за транспортную сферу. Он рассказал о росте перевозок пассажиров на 2,6% по итогам 9 месяцев этого года и количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют лицензии для перевозок на регулярных маршрутах.

Председатель КГК Василий Герасимов обратил внимание, что есть те, кто работает нелегально под видом нерегулярных перевозок. «Регистрируются, как будто они возят свадьбы, корпоративы, оказывают туруслуги. А на самом деле эта машина идет в 50 минутах впереди от регулярного рейса и собирает весь пассажиропоток. Они не регистрируются как регулярный рейс», – изложил он суть претензий.

Вице­-премьер напомнил, что в 2017 году был подписан Декрет № 7, в рамках которого страна пошла на либерализацию рынка пассажирских автоперевозок. «Государство пошло навстречу, но бизнес это понял обратно – вседозволенность. И начались нарушения», – отметил он.

«Теперь пусть обижаются сами на себя», – заметил Александр Лукашенко.

Анатолий Сивак рассказал, что в большинстве случаев работу в нерегулярном сообщении (основная доля – такси) организуют иностранные субъекты, так называемые диспетчеры. Их информационные системы и ресурсы зачастую находятся за пределами Беларуси. Ограничений для деятельности нерезидентов в качестве организаторов перево­зок (диспетчеров) в настоящее время не установлено, также не требуется получение каких­-либо разрешений. В итоге эти иностранные субъекты заинтересованы лишь в получении доходов, невзирая на законность осуществления таких перевозок.

«Информация о выполненных заказах и сведения о заказчиках перевозок хранятся на серверах, находящихся за пределами Беларуси, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности», – отметил вице­-премьер.

«То есть ты заказываешь такси, в маршрутке где-­то едешь, эта вся информация собирается на иностранных серверах, и там все хранится?» – уточнил глава государства.

Анатолий Сивак подтвердил, что это действительно так: «Деньги человека и информация об этой перевозке уходили за рубеж. В данном случае – в Голландию. Когда начались санкции, картина изменилась – деньги начали уходить в Россию. Кроме того, вам за перевозку необходимо заплатить, например, 10 рублей. Эта компания себе оставляла 20–30%, условно, три рубля, а семь возвращала перевозчику. Вот такая была схема расчетов. По аналогичной работают и другие сервисы».

Вице-­премьер также констатировал ухудшение ситуации с безопасностью пассажирских перевозок, о чем свидетельствует статистика ДТП, гибели и получения пассажирами травм. Растет количество жалоб со стороны населения и в отношении доступности услуг, расписания перевозок. Есть также множество нарушений финансового характера. «Существующие размеры штрафов и меры ответственности не позволяют должным образом пресечь нарушения законодательства», – констатировал Анатолий Сивак.

Проект указа, вынесенный на совещание у Президента, был подготовлен с целью наведения порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

«Предусмотрено создание государственного реестра перевозок пассажиров, в который будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях и автомобилях­-такси), водителях и диспетчерах. Это – законченный перечень», – доложил вице-­премьер.

Он пояснил, что включение в реестр используемых автобусов позволит, например, отследить случаи, когда транспортная компания при выявлении каких-­то нарушений может просто перерегистрироваться и продолжать работу с нарушением законодательства под другой вывеской.

Ожидается, что будет также предусмотрена обязанность для субъектов предоставлять государственным органам доступ к информации о выполненных заказах. А сами заказы на перевозки можно будет передавать только тем перевозчикам, сведения о которых будут внесены в реестр.

Для уменьшения импорта услуг, снижения риска утечки персональных данных граждан проектом указа установлено право иностранных компаний оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (диспетчера такси) только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица. Они также будут обязаны использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещенные на территории нашей республики.

В целях повышения уровня безопасности для перевозчиков планируется установить обязанность видеофиксации выполнения перевозок пассажиров.

Проектом указа предусмотрены механизмы приостановления нахождения и исключения из ре­
естра для недобросовестных перевозчиков.

Анатолий Сивак уверен: эти меры позволят повысить ответственность перевозчиков в части соблюдения законодательства и выведут часть их из тени, создадут для субъектов на рынке перевозок равные условия хозяйствования и улучшат безопасность перевозок пассажиров.