ЗАСО «ТАСК»

СТАРОЖИЛ И ЕГО ПРЕЕМНИК

5 октября, 2022

Этот мост служит людям верой и правдой уже почти 100 лет. Он был возведен в 1929–1931 годы. Во время Великой Отечественной подвергся разрушению: пострадали три центральных пролета, а также часть русловой опоры. Восстанавливали сооружение в 1957-м. Впоследствии дважды ремонтировали: в 1999-м – в объеме среднего, а в 2018-м – текущего ремонта.

Обследование, произведенное ГП «БелдорНИИ» в 2019-м, показало, что сооружение находится в предаварийном состоянии и его дальнейшая реконструкция нецелесообразна. Тогда и было принято решение о строительстве в границах Бобруйска на км 231 автомобильной дороги Р-43 Граница Российской Федерации (Звенчатка) – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи нового моста через Березину. Проектная организация «Белгипродор» реализовала поставленную задачу с учетом перспектив развития города.

команда МСУ № 2 – на объекте
Главный инженер МСУ № 2 ОАО «Мостострой» Дмитрий Мацкевич и мастер Юрий Романовский

Рассказ о развернувшемся новострое будет неполным без характеристики существующего моста, который сегодня все еще в эксплуатации. В проектной документации дается такое описание: «Большой, на массивных опорах, облицованных гранитом, со сталежелезобетонными пролетными строениями из стальных сквозных ферм с ездой поверху, с монолитной накладной железобетонной плитой и железобетонными рамно­-консольными сопрягающими пролетами».
Длина сооружения – 248,5 метра. Поскольку Березина в этом месте судоходная, соблюден подмостовой габарит для пропуска судов.
Понятно, что годы наложили свой отпечаток на конструкции сооружения. Имеется множество очагов коррозии, в том числе сквозной. Существующие дефекты влияют на грузоподъемность и безопасность. Поэтому для движения автотранс­порта введены ограничения. Максимальная скорость – не более 50 км/ч, общая масса транспортного средства не должна превышать 24 тонны.
Для того чтобы мост-­старожил сохранил запас прочности на период строительства, в январе – феврале текущего года было произведено укрепление его конструкций. Таким образом, движение по нему продолжается в штатном режиме.

Проектом предусмотрено поочередное возведение на месте старого сооружения и рядом с ним двух параллельных мостов, транспортные потоки на которых будут разделены по направлениям движения.
Первая очередь работ включает в себя строительство моста (левая полоса) рядом с существующим, устройство подходов к нему, а затем полный демонтаж старого. Движение транспорта в этот период будет перенаправлено на уже возведенное сооружение. Соответственно вторая очередь – это строительство еще одного из мостов­-близнецов (правая полоса движения).
Новые сооружения запроектированы по габариту 11,5, в то время как габарит старого – 7. Это означает, что он имеет только две полосы движения и два узеньких тротуара шириной всего по 0,75 метра. Каждый из мостов будет трехполосным и с более широкими тротуарами. Вдоль левой полосы движения предусмотрено устройство совмещенной с пешеходной зоной велодорожки (общая ширина – 4,5 метра), вдоль правой – тротуара шириной 2,25 метра.
– По первому мосту планируем пустить движение в июле 2023-­го. На демонтаж старого сооружения понадобится еще полгода. При надлежащем финансировании вполне реально завершение двух очередей в 2024-­м, – делится планами главный инженер МСУ № 2 ОАО «Мостострой» Дмитрий Мацкевич.
«Мостострой» в лице МСУ № 2 определено генподрядчиком строи­тельства. Директор управления Сергей Рубченя назначен руководителем проекта. Заказчик – РУП «Минскавтодор­-Центр».
Работы на объекте ведутся силами двух филиалов ОАО «Мостострой» – МСУ № 2 и 4. Задействовано около 25 человек. Строи­тельство начато одновременно с левого и правого берегов. С обеих сторон произведена отсыпка полу­островов, то есть рабочих площадок, по контуру забиты металлические шпунтовые сваи, которые препятствуют размыву водой. Условно говоря, строители хоть и пребывают в акватории русла, но трудятся на прочной земле. Теперь и с берега без проблем можно подъехать к месту, где возводятся опоры будущего сооружения.
Первоочередная задача – устройство фундамента, прежде всего под русловые опоры № 3 и 4, самые важные, поскольку они находятся в воде. Процесс сложный и достаточно медленный. Но это – начало начал в мостостроении. Когда удастся выйти из земли, как говорят мостовики, стройка пойдет более быстрыми темпами.
Тем не менее и то, что происходит сегодня на площадке, впечатляет своим размахом, масштабом развернувшихся работ, большим скоплением техники, которая помогает выполнять самые трудоемкие операции.
Помимо мостостроителей, на обоих берегах трудятся и дорожники со своей техникой. На левом (со стороны Рогачева) – ОАО «ДСУ № 1, г. Рогачев», на правом (бобруйская сторона) – ДСУ № 16 ОАО «ДСТ № 3» (Могилев). Они выполняют уширение земполотна, чтобы дорога соответствовала габаритам нового мостового сооружения.
Пока работа на объекте организована в одну смену. Но при необходимости ускорить решение поставленных задач мостостроители готовы перейти на двухсменный график. Тогда строительство будет идти круглосуточно.
– К примеру, одна бригада ночью выполняет бурение, другая днем приступает к бетонным работам, – комментирует Дмитрий Владимирович. – Для людей мы сняли жилье в городе. Организовали доставку их на объект. Стараемся наладить хороший быт и условия для полноценного отдыха.

Самое время рассказать, каким же будет новое мостовое сооружение. Дмитрий Мацкевич отмечает прежде всего два момента: долговечность и проектные решения, рассчитанные на перспективу:
– Мосты из металла обычно служат 100 лет. С учетом того, что запроектированы два пролета из железобетона, срок службы которых – 50 лет, я думаю, новый мост обойдется без капремонта лет 75. А главное – увеличится пропускная способность. Сегодня многие сооружения возводятся с учетом развития регионов и городов. Если не принимать это во внимание, то уже через 10 лет они перестанут справляться с нагрузкой.
Важность сказанного подкрепляем данными из проектной документации. На 2023-­й, год завершения строительства, с учетом создания в Бобруйске нового микрорайона прогнозируется рост интенсивности движения в обоих направлениях почти до 6815 автотранспортных средств в сутки. Для сравнения: в 2013-­м этот показатель составлял около 3700.
Помимо всего прочего, новое мостовое сооружение под Бобруйском будет современным и комфортным для пользователей.
– Для удобства населения – широкий тротуар, велодорожка, поскольку это городская среда, осве­щение с использованием энергосберегающих светильников, – продолжает Дмитрий Владимирович. – Нестандартной формы ажурные перильные ограждения из оцинкованного металла. Это изю­минка проектировщика Светланы Метельской. Цветовое решение – серый, лазурный и бежевый. Пролетные строения – лазурно­-синие, опоры – серые, на парапетном ограждении – беж.
На подходах также предусмотрены смотровые площадки со скамейками для отдыха, которые позволят пешеходам и велосипедистам наслаждаться открывающейся панорамой: живописными природными ландшафтами и видами на город, спорткомплекс «Бобруйск­-Арена», зону реконструкции Бобруйской крепости и Бобруйский речной порт.
Понятно, что все это – пока перспектива, но не такая уж и далекая.

26 млн рублей выделено из бюджета на текущий год, 9 млн уже освоено. По расчетам мостостроителей, выделенных средств должно хватить на возведение всех семи предусмотренных проектом опор сооружения по левой полосе. Уже проведен тендер на закупку металла, которого понадобится около 870 тонн. Первые поставки будут осуществлены в текущем месяце.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»