ЗАСО «ТАСК»

Рассолом по дорогам

4 апреля, 2024

Чтобы автомобильные дороги в полной мере устраивали пользователя, необходимо идти в ногу со временем, а следовательно, применять новые подходы в вопросах их ремонта и содержания, внедрять передовые технологии и инновации. Такого принципа придерживаются в РУП «Могилевавтодор».

Вот уже четверть века на могилевском предприятии качество является одним из важнейших приоритетов в работе. За годы деятельности здесь были использованы новые технологии и материалы при ремонте и содержании республиканских дорог. На протяжении многих лет успешно применяется органоминеральная смесь для ямочного ремонта в зимнее время. В ДЭУ № 72 действует производство по выпуску быстродействующих и медленнораспадающихся битумных эмульсий. На базе ДЭУ № 74 внедрена технология «Сларри Сил» по устройству защитных слоев покрытия из холодной смеси. Запущено производство по изготовлению парапетного ограждения в ДЭУ № 79.

Особое внимание – вопросам зимнего содержания. На предприятии констатируют: из года в год затраты растут, и по итогам минувшего сезона более половины выделенных лимитов ушло на данный вид деятельности. Решение этой проблемы в том числе заключается во внедрении новых подходов, которые позволят сократить расходы. Так, для улучшения качества содержания дорог в ДЭУ № 72 выполнена модернизация двух машин для зимнего содержания с заменой фронтального отвала, что позволяет им теперь работать на очистке магистрали М-5 со скоростями до 80 км/ч. Новую технологию обработки транспортных артерий тестируют на базе ДЭУ № 74: с зимней скользкостью здесь будут бороться с помощью рассолов. Ее уже опробовали в марте текущего года на участках дорог, закрепленных за этим управлением. Несмотря на достаточно теплые дни, ночью столбик термометра не раз опускался до нуля и ниже. В этих случаях дорожники проводят профилактическую обработку, и новая технология пришлась очень кстати.

Качественно и экологично

Именно такой вердикт выносит начальник ДЭУ № 74 Андрей Колосов:

– Новая технология предполагает ликвидацию зимней скользкости на автодорогах с помощью рассолов при температурном режиме до минус пяти градусов или же увлажненной соли в случае более низких показателей. Опробовав эти варианты, можем утверждать, что данные способы гораздо экономичнее и экологичнее традиционной песчано-­соляной смеси, а главное, ускоряется время ликвидации скользкости на проезжей части.

Если сравнивать использование чистой соли и увлажненной, то в последнем случае она в буквальном смысле прилипает к покрытию и гораздо лучше удерживается на поверхности, тем самым предотвращается ее вынос за пределы автодороги в отличие от ПСС, которая в определенном объеме сметается после проезда тяжеловесных транспортных средств. Следовательно, применение увлажненной соли позволит уменьшить ее расход на квадратный метр проезжей части, и в целом получается неплохая экономия. В свою очередь, использование рассолов – раствора NaCl – еще больше ускоряет время ликвидации зимней скользкости, ведь в реакцию концентрат вступает быстрее, чем увлажненная соль.

– Сейчас еще идет подготовительная работа, а в дальнейшем опытная эксплуатация будет производиться с участием Белорусского дорожного научно-­исследовательского института «БелдорНИИ» и РУП «Белдорцентр» для того, чтобы разработать расценки и технологические карты для следующего зимнего сезона. Тогда мы и приступим к полной эксплуатации технологии, – подчеркнул начальник ДЭУ.

Из опыта коллег

Конечно, использование рассолов при обработке дорог отнюдь не новинка. Подобная технология применяется в ряде стран с похожим климатом. Большой опыт в этом есть и у российских дорожников, которые также пришли к выводу, что такой метод обработки автодорог не только более эффективен, но и экономичен, о чем свидетельствуют результаты исследований. На дорогах с интенсивным движением до 50–70% чистых солей уносится с дороги, а увлажненная или жидкий реагент сохраняются до 90%.

И здесь отлично работает формула: чем больше остается реагента на проезжей части, тем быстрее и качественнее происходит процесс ликвидации скользкости. Как результат, коллеги из России отметили значительное снижение аварийности по причине неблагоприятных погодных условий на обрабатываемых рассолами дорогах.

Еще один большой плюс рассолов – в том, что их можно использовать в экстренном порядке. Во­-первых, сам процесс затаривания дорожных машин происходит в максимально короткие сроки. Во-­вторых, в отличие от твердых реагентов они позволяют быстрее плавить снег и убирать скользкость.

К слову, в РУП «Могилевавтодор» уже давно отдается приоритет профилактической обработке автодорог с использованием чистых солей, чтобы исключить появление скользкости. Это значительно повысило качество и дало определенную экономию выделяемых средств.

От теории к практике

– Темой применения жидких реагентов на территории Беларуси мы занялись еще пять лет назад, – рассказывает начальник отдела механизации, энергетики и охраны труда РУП «Могилевавтодор» Олег Борисенко. – За это время преодолели путь от появления идеи до ее реализации: разработали бизнес-­план, прошли соответствующие экспертизы, обращались в Госкомитет по науке и технологиям. Нашу идею даже включили в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, но из-­за последних событий в мире приоритет, а следовательно, и финансирование были отданы развитию импортозамещающих технологий.

Однако в РУП «Могилевавтодор» не привыкли сдаваться. Здесь решили заняться осуществлением проекта собственными силами. Для того чтобы приступить к опытной эксплуатации технологии по ликвидации зимней скользкости, была проведена большая подготовительная работа.

Местом реализации выбрали ДЭУ № 74. В марте прошлого года на территории производственно-­технического участка состоялось открытие комплекса по приготовлению рассолов. В его создании приняли участие ученые Белорусско­-Российского университета и ООО «Завод­-Евромаш», которое занимается выпуском техники и коммунального оборудования для ремонта и благоустройства дорог. Руководство завода пошло навстречу могилевчанам и за собственные средства изготовило установку для приготовления рассолов.

Сам процесс прост: с помощью погрузчика в приемник бункера загружается сырье – соли хлорида натрия, отходы производства ОАО «Беларуськалий». Здесь NaCl растворяется в воде, и на выходе получается солевой раствор, который постепенно подается в накопительную емкость – изготовленную из специальных смол бочку, а из нее рассол заливается в дорожные машины.

К слову, о машинах. Проект предполагает использование универсальной техники белорусского производства, а именно МАЗов.

– Недавно мы приобрели четыре установки для разлива производства ОАО «Дорстройиндустрия» – специально для нас на заводе изготовили опытные образцы, – поясняет главный механик ДЭУ № 74 Михаил Щетинко. – Это оборудование сменное, благодаря чему при необходимости можно быстро перейти от обработки автодорог рассолами к использованию традиционной песчано-­соляной смеси.

Анатолий Лопатин, генеральный директор РУП «Могилевавтодор»:

– Уже сегодня можно констатировать, что обработка проезжей части рассолами позволит не только сократить денежные средства, но и улучшить качество содержания автомобильных дорог. На это нацелен коллектив нашего предприятия.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»