ЗАСО «ТАСК»

«Пробивной» труженик

19 января, 2023

Ледокольный теплоход «Байкал», ранее пришвартованный около речного порта Гомель, двинулся в путь по Сожу до райцентра Чериков Могилевской области. От места приписки это – порядка 260 км.

Белорусский «Байкал» построен почти 40 лет назад в Херсоне, и все это время приписан к речному порту Гомель. Каждый год перед открытием навигации, когда на Соже, Днепре, Двине и Припяти начинается ледоход, он первым прокладывает путь, разламывает лед, чтобы тот не создавал на реках заторы.

И всегда по первому требованию «Байкал» идет туда, где без него не обойтись. Так было и в 2017-­м, когда признали аварийным мост через Припять между Туровом и Житковичами. Отсутствие автомобильных и пешеходных путей через реку сказалось на жизни региона. Построили наплавной понтонный мост, но местные беспокоились, что будет, когда Припять скует льдом. Для проведения строительных работ на суше реку пустили по другому руслу, а на помощь пришел «Байкал», очистив его ото льда.

В прошлом году к судну снова было приковано внимание. Уникальный 55­-тонный ледокольный теплоход автомобильным путем доставили из Мозыря в речной порт Речица. Переход по Припяти и Днепру был невозможен, поскольку длинный участок проходит по территории Украины. По словам генерального директора Белорусского речного пароходства Вадима Макаревича, для погрузки плавсредства на автомобильный трал понадобилось несколько часов. Заранее продумали все нюансы: от подхода судна к заводскому причалу до обеспечения безопасности на пути следования.

В речицком порту ледокол обследовали, отремонтировали и, будучи полностью уверенными в его надежности, спустили на воду. В нелегких зимних условиях, пройдя участок слияния двух рек – Днепра и Сожа в Лоевском районе, судно пришло к месту своей постоянной приписки – в речной порт Гомель.

Не менее сложной оказалась и обстановка на Соже в момент дальнейшей отправки «Байкала» в ответственный рейс в Чериков. Многослойный лед в некоторых местах доходил до 30 сантиметров. В силу ряда причин теплоходу приходится останавливаться на реке. Во время выхода нашего номера газеты в свет опытная команда речников-­профессионалов километр за километром продолжает преодолевать ледяное кружево Сожа.

Когда «Байкал» прибудет на место, новый факт его биографии будет связан с масштабной реконструкцией автомобильного моста через Сож, который прослужил более 60 лет. Это самый короткий путь из Черикова до Краснополья, Костюковичей и Хотимска. В сутки по нему проходило более 1,3 тыс. машин. На правом берегу проживают почти 700 человек, там расположены несколько производств, в том числе цех по изготовлению пиломатериалов местного лесхоза. Поэтому для транспортировки продукции необходима переправа, как и для жителей левобережной стороны, многие из которых учатся или ездят на работу в райцентр.

И пока чериковский мост на ремонте, в зимний период именно ледокольный теплоход «Байкал» призван помочь наладить перевозку людей и транспортировку грузов, чем он и займется по прибытии.

Людмила КОПАТЬ, «ТВ»