ЗАСО «ТАСК»

Помним. Гордимся

13 мая, 2022

Представители дорожной отрасли нашей страны совместно с российскими коллегами, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла накануне Дня Победы приняли участие в церемонии возложения цветов и венков к памятнику воинам-дорожникам на 71-м километре трассы М-1 «Беларусь» в Одинцовском районе Московской области.

Открытие памятника воинам-дорожникам состоялось весной 2002 года. По случаю 20-летия этого события государственная компания «Автодор» инициировала выпуск почтовой марки.

Бронзовая скульптурная группа высотой четыре метра возвышается на белом бетонном постаменте, который символизирует собой прерванный мост. Четверо воинов держат в руках брусья для восстановления разрушенной дороги. На гранитной табличке позолотой выбита благодарственная надпись: «Вечная слава дорожникам, павшим в боях за Родину». Инициатором строительства и заказчиком монумента выступило Федеральное дорожное агентство «Росавтодор». Автор скульптуры – заслуженный художник России Андрей Ковальчук, работавший вместе со своим отцом архитектором Николаем Адамовичем Ковальчуком. Памятник является частью мемориала, в который также входит часовня иконы Божией Матери Смоленской. Она была построена и освящена 5 мая 2008 года.

В своем выступлении на памятной церемонии заместитель начальника Главного управления автомобильных дорог Минтранса Беларуси Григорий Глазко подчеркнул:
– В истории каждого государства есть особые даты, которые никогда не будут забыты. День Победы – память о бессмертном подвиге нашего народа, самоотверженно отстоявшего свободу и независимость Родины. Мы свято чтим тех, кто мужественно сражался и не вернулся с той страшной войны. Никогда не иссякнет искренняя благодарность ветеранам­фронтовикам и поднимавшим страну из пепла и руин труженикам тыла за их героизм.
Григорий Глазко отметил, что в период военного лихолетья автомобильные дороги и мосты сыграли важную стратегическую роль. Тогда требовалось обеспечивать ремонт, а в отдельных случаях и строительство транспортных артерий. Дорожники плечом к плечу с бойцами регулярных частей стояли на переднем крае, в суровых условиях восстанавливали и возводили жизненно важные объекты.
– Я еще раз хочу выразить слова глубокой признательности ветеранам. Вы внесли неоценимый вклад в победу, трудились на благо Родины в тылу. Мы перед вами в неоплатном долгу: за мирное небо над головой, свободу, будущее наших детей и внуков. Уверен, нынешнее поколение сделает все возможное, чтобы учесть ошибки прошлого и не дать раздуть пламя новой войны, – подчеркнул представитель Минтранса Беларуси.
Председатель правления российской госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко напомнил собравшимся, что в начале Великой Отечественной вдоль дороги Москва – Минск развернулись ожесточенные бои между частями Красной Армии и рвавшимися к Москве фашистскими войсками. К октябрю 1941 года почти вся дорога оказалась под контролем врага.
После битвы за российскую столицу, повернувшей вспять ход вой­ны, немцы при отступлении, пытаясь сдержать натиск советских войск, подрывали многие участки дороги. Вот тут на передовую и выдвигались военные дорожники для обеспечения продвижения боевых частей и соединений, своевременного их снабжения оружием, боеприпасами и провизией.
Вячеслав Петушенко особо подчеркнул, что мемориал на М­1 – символ доблести и героизма советского солдата.
– В конце апреля 1942 года на 135­м километре Минского шоссе семь воинов­дорожников вступили в неравный бой с превосходящими силами противника. Ценой собственных жизней они задержали наступление неприятеля и тем самым обеспечили возможность перегруппировки наших войск. Мы, дорожники, регулярно приезжаем сюда, чтобы почтить память всех погибших в той страшной войне.
Сейчас, когда в стране выросло уже несколько поколений людей, живущих под мирным небом, особенно важно не забыть подвиг наших соотечественников, тот трагический и героический период. Очень символично, что мы чествуем здесь ветеранов отрасли и празднуем Великую Победу. Вместе со своими коллегами мы продолжим это доброе дело, а к подножиям монументов воинам­­освободителям последующие поколения по­прежнему будут возлагать живые цветы, – отметил в заключение Вячеслав Петушенко.
В приветственном слове руководитель Федерального дорожного агентства России Роман Новиков акцентировал внимание на важности сохранения традиции для всех работников отрасли:
– Это дань памяти тем, кто защищал Родину. И, конечно, воинам­дорожникам, которые внесли огромнейший вклад в продвижение советских войск. Более пяти тысяч километров автомобильных дорог с твердым покрытием было проложено за долгие четыре года войны, а в заболоченных районах – свыше 10 тысяч километров колейных деревянных путей. Мы гордимся подвигом рядовых и офицеров дорожных войск, благодарны отцам, дедам и прадедам за героический труд в тылу.
…Почтить память воинов­дорожников приехали несколько сотен человек.

Константин БАКУН, «ДБ»