ЗАСО «ТАСК»

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА

21 сентября, 2022

С 19 сентября в организациях отрасли проводится Неделя нулевого травматизма.

Предупреждать, информировать, напоминать – три основных постулата службы охраны труда станции Минск­-Сортировочный. Специфика работы здесь такова, что убрать все риски невозможно. Иногда ситуация развивается за секунду. Опасность представляют не только движение подвижного состава и производственный шум, но и погодные условия. Ведь многим приходится выполнять свои служебные обязанности на улице – и в дождь, и в снег, и в мороз.

Минск-­Сортировочный – самая крупная на столичном железнодорожном узле и по объемам, и по занимаемой территории станция. Списочная численность – 278 работников. Как и на всей магистрали, характер деятельности здесь достаточно травмоопасный. Тем не менее с 2014 года на предприятии не зафиксировано ни одного случая производственного травматизма с тяжким или смертельным исходом.

Коллектив станции Минск­Сортировочный пополнился 27 молодыми специалистами. В августе трудоустраи­вали выпускников Белорусского государственного университета транспорта, ранее – окончивших Брестский, Гомельский и Оршанский железнодорожные колледжи.

Виктория Коцуба

Знакомство с предприятием началось с вводного инструктажа, который провела инженер по охране труда Виктория Коцуба. Она рассказала о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать, предостерегла от невнимательности и недисцип­линированности на территории, где постоянно движутся железнодорожные составы, контактная сеть – под высоким напряжением, а значит, возможно травмирование.

На 28 рабочих местах предприя­тия условия труда официально признаны вредными и опасными. Речь идет о профессиях составителя поездов, оператора поста централизации, дежурного – по станции и по сортировочной горке, станционного диспетчера, оператора сортировочной горки, регулировщика скорости движения, приемщика поездов. Увы, пока не придумано, как расцеплять вагоны без участия человека. И никакой механизм не в состоянии заменить дежурных по станции и по горке, деятельность которых осуществляется в очень сложных условиях и требует огромной концентрации сил, внимания и постоянного контроля за всем происходящим.

– Когда провожу вводный инструктаж, стараюсь донести до ребят мысль о том, что жизнь очень ценна и каждый должен думать о себе, своих родителях и близких людях, – подчеркивает Виктория Александровна.

После вводного молодых людей ожидает первичный инструктаж на рабочем месте. Его проводит непосредственно руководитель подразделения, где им предстоит трудиться.

Моя собеседница замечает, что даже после окончания университета специалисты приходят именно на рабочие профессии: составителя поездов, регулировщика скорости движения.

– И это намного правильнее и полезнее, чтобы лучше изучить станцию и познакомиться с ее работниками, – убеждена Виктория Коцуба. – А если сразу после вуза посадить молодого специалиста в офис на инженерную должность, ему будет очень тяжело, потому что многого он еще не понимает. В университете даются теория, азы, которые надо научиться применять на практике. Год поработают – и им предложат должности повыше. Ребята к этому относятся с пониманием.

Виктория сама пришла, как она говорит, из низов, из парка и башмаков. После окончания Брестского колледжа попала по распределению на станцию Ситница, которая находится рядом со знаменитым РУПП «Гранит». Работала приемосдатчиком груза и багажа, товарным кассиром и заочно училась в Белорусском государственном университете транспорта по специальности «Организация управления процессами перевозок». На станции Минск­-Сортировочный – с 2019 года. Здесь тоже начинала с низов. И только в прошлом году была назначена на должность инженера по охране труда. Сменила на этом ответственном посту Юлию Малиновскую, которая пошла на повышение в отделение. Система работы была неплохо отлажена. Предстояло просто продолжить начатое. Тем не менее на первых порах испытывала определенные трудности.

– На оформление документов уходит уйма времени, бумажная работа несколько утомляет, – признается Виктория, но скучной тему охраны труда она все­-таки назвать не может.

Интересно работать с молодежью, которая устраивается на предприя­тие. Надо все рассказать, провести по территории, показать.

Два раза в месяц на станции организуются дни охраны труда. Последний раз руководство предприятия, инженерно-­технические работники, представители штаба гражданской обороны и профсоюзного комитета комиссионно обошли территорию, протяженность которой, к слову, около 7 км, проверили производственные помещения. Один раз в квартал к станционной комиссии присоединяются представители Минского отделения для проведения квартального дня охраны труда. Нарушения если и выявляются, то, как правило, лишь незначительные. Однако даже мелочи должны устраняться. Потому что касаются они в конечном итоге жизни и здоровья человека.

Помимо этого, ежемесячно в каждом из шести структурных подразделений предприятия (участок движения, станционно-­технологический центр, линейный центр транспортного обслуживания, пункт коммерческого обслуживания вагонов и другие) проходит техучеба. На ней также поднимаются вопросы охраны труда, озвучивается информация о случаях производственного травматизма в отрасли.

В подразделениях свою службу несут общественные инспекторы по охране труда. Это главные помощники инженера. Они выявляют нарушения, находясь непосредственно на местах. Раз в квартал Виктория Александровна собирает их на учебу, чтобы ознакомить с имеющейся оперативной информацией, изменениями в законодательстве о труде и ОТ. Ну а если возникают вопросы посерьезнее, их она решает с куратором – первым заместителем начальника станции – главным инженером Сергеем Сорокой.

Буквально в наши дни зародилась еще одна важная традиция – проведение отраслевой Недели нулевого травматизма. На станции Минск-­Сортировочный это происходит так. Накануне на все рабочие места рассылаются уведомления о предстоящем мероприятии. Создается комиссия из представителей разных подразделений, которая ежедневно выходит на проверки по территории станции. Виктория Александровна считает очень эффективной такую рекомендованную форму, как анкетирование работников, когда они могут анонимно поделиться своими замечаниями и предложениями по улучшению условий труда и написать то, о чем, может быть, не всегда отваживаются сказать руководителю.

А вот с мнением, что в рамках недели все усилия надо максимально сконцентрировать на недопущении случаев производственного травматизма, она принципиально не согласна:

– На это все силы мы направляем постоянно. Не перестаем напоминать людям о необходимости соблюдения правил безопасности на рабочих местах, беречь себя, свои жизни и здоровье. И это дело не одной недели, а долгого периода времени, причем всего коллектива станции. Неделя нулевого травматизма ничем не отличается от обычных будней. Это просто срез того, как поставлена на предприятии деятельность по охране труда. Я считаю, что со стороны администрации нашей станции делается все, чтобы работать здесь было комфортно.

Сложнее – с непроизводственным травматизмом, когда участниками становятся посторонние граждане, оказавшиеся на территории предприятия. В прошлом году зафиксированы два несчастных случая, причем один – со смертельным исходом. Расследовать эти происшествия – обязанность инженера по охране труда. Разработанное на Белорусской железной дороге специальное положение подсказывает, как надо действовать в таких ситуациях. А вот чтобы не допустить их повторения, нет другого пути, кроме как предупреждать, разъяснять, информировать. Совместно с представителями ОВД, военизированной охраны Виктория Коцуба посещает школы, общается с детьми и подростками, раздает памятки. По возможности проводит разъяснительную работу и на территории станции – в тех местах, где имеются несанкционированные проходы.

– Пытаемся делать все, чтобы люди осознали: железная дорога – объект повышенной опасности, – отмечает инженер по охране труда.

Еще один примечательный факт. Уже несколько лет на Минском отделении проводится конкурс по созданию и улучшению санитарно-­бытовых условий для работников предприятий. По итогам 2021-­го, как и годом ранее, станция Минск-­Сортировочный заняла почетное третье место. Для Виктории Александровны принципиально важно, чтобы планка по сравнению с предыдущим периодом не упала. Успех мотивирует на дальнейшую работу.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»