ЗАСО «ТАСК»

Меридиан логистики

11 апреля, 2024

«Объединяя усилия – к общему успеху» – так звучал слоган второй международной конференции по вопросам железнодорожной логистики, которую провела в Минске Белорусская железная дорога. Именно сейчас, когда стали видны плоды совместной работы, присутствовавшие на мероприятии почувствовали, как точно передают эти слова цели, задачи и суть происходящего сегодня.

Белорусская железная дорога представила свои возможности по организации экспортных и транзитных перевозок. Среди рассмотренных на деловом форуме вопросов – формирование конкурентоспособных логистических решений в современных условиях, перспективы развития и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, транспортный и транзитный потенциал железных дорог и логистических компаний, участвующих в перевозках грузов по международным транспортным коридорам «Север – Юг» и «Восток – Запад», а также в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Нынешняя конференция собрала более 170 участников из семи стран – представителей различных ведомств Беларуси, делегации железных дорог России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, руководителей ведущих логистических, операторских и экспедиторских компаний пространства 1520.

Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович принял участие в международной конференции «2024. Железнодорожная логистика: актуальные задачи развития», которая прошла в Минске 4 апреля.

Участников конференции приветствовал министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович. Глава ведомства отметил, что, несмотря на санкционные вызовы и усиление глобальной конкуренции, транспортная отрасль динамично развивается и обеспечивает надежное снабжение промышленного сектора, бизнеса и граждан наших стран необходимыми товарами и услугами:

– Составляющей успеха является объединение взаимных усилий. Руководствуясь принципами сотрудничества, нам удается перестраивать внешнюю торговлю, перенаправлять грузовые потоки.

Министр также подчеркнул важность укрепления торговых связей с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, странами СНГ, Ближнего Востока, Азии и Африки, увеличения объемов контейнерных перевозок в сообщении с Китайской Народной Республикой. Беларусь готова предоставлять свой транспортный комплекс и логистическую инфраструктуру для реализации совместных проектов.

В роли модератора форума выступил начальник БЖД Владимир Морозов.

– Год назад железнодорожники нескольких стран заложили прекрасную традицию собираться за круглым столом для обсуждения наиболее актуальных вопросов железнодорожной логистики, – отметил он. – В рамках прошлогодней конференции мы выработали важные логистические решения. Сегодня они успешно реализуются благодаря скоординированным подходам и соблюдению баланса интересов всех игроков транспортно­-логистического рынка, что позволяет предоставлять бизнесу качественные транспортные сервисы. Единые технологические процессы на железных дорогах пространства 1520 способствуют формированию новых международных маршрутов и беспрепятственному следованию грузовых поездов.

Руководитель государственного объединения также подчеркнул: внешнеторговые грузы составляют львиную долю в общем объеме перевозок БЖД. При этом экспортный потенциал магистрали далеко не исчерпан.

Представители отечественных предприятий, чья продукция составляет основу архиважного для магистрали экспортного потока, являлись участниками конференции.

В рамках мероприятия состоялись пленарная и дискуссионная сессии. Обсуждалось развитие международных железнодорожных перевозок и транспортных коридоров в условиях влияния внешних факторов. Заслушано около десятка спикеров. Презентуя возможности белорусской магистрали, первый заместитель начальника Петр Дулуб акцентировал внимание на том, что формирование устойчивых связей явилось результатом совместной работы железнодорожных администраций, органов госуправления, грузоотправителей, транспортных и логистических компаний. Обеспечена положительная динамика объема перевозок с Россией, Китаем, Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном. Созданы условия по доставке продукции через российские порты Северо­-Западного региона, Черного и Азовского морей, по сухопутным маршрутам в направлении Китая, стран Азии, а также по маршрутам с использованием международного транспортного коридора «Север – Юг» в Индию, Иран, порты Каспийского моря и другие.

Главные задачи на текущий год – удовлетворение потребностей отечественных субъектов хозяйствования
в перевозках железнодорожным транспортом и увеличение их объемов. Отрабатывается каждое обращение грузоотправителей, оказывается практическое содействие в согласовании маршрутов, продвижении вагонов с продукцией. Рекомендация грузоотправителям – более четко планировать объемы доставок для гарантированного продвижения белорусских экспортных грузов на внешние рынки сбыта.

С целью обеспечения перевозочного процесса необходимо расширять возможности погрузочных ресурсов. В соответствии с выработанной стратегией БЖД наращивает парк грузовых вагонов, в первую очередь универсальных.

В последние годы увеличилась доля предоставления под погрузку приватного вагона. Их владельцам предлагается активнее вливаться в процесс, заключая долгосрочные договорные отношения. Это позволит в более полном объеме обеспечить потребности предприятий в перевозках.

Особое внимание уделяется развитию транзитного движения через страну. Предприняты меры по развитию инфраструктуры, увеличению скорости следования контейнерных поездов. Благодаря четкому взаимодействию с таможенными органами практически исключены случаи задержки на пограничных станциях. Как результат, по итогам трех месяцев общий объем транзитных контейнерных доставок увеличился на 20% (в китайском направлении – на 44%, в рамках коридора «Восток – Запад – Восток» – на 28%).

Значимую роль в развитии транспортно-­логистического потенциала БЖД играет государственное предприятие «Белинтертранс». Объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении Беларусь – Китай уверенно растут. Если в 2021 году был отправлен 151 контейнерный поезд, то в 2023­-м – более 1500.

Для обслуживания контейнерных потоков в Беларуси имеется широкая сеть транспортно-­логистических центров и грузовых терминалов в районах тяготения грузов, создаются необходимые условия для развития бизнеса контейнерных перевозок.

Ключевое значение в процессе организации доставок играет цифровизация. Преимущества безбумажных технологий – это возможность оформления документов и заказов на услугу, не выходя из цифрового пространства. В связи с изменением географии перевозок, освоением новых маршрутов возникает необходимость в упрощении процедуры пересечения границ и переходе на применение в электронном виде как перевозочных, так и товаросопроводительных документов. Отработанные механизмы должны распространяться на новые направления – страны Азии, Китай, коридор «Север – Юг». Для максимального использования возможностей цифровизации следует более активно взаимодействовать с портами и морскими линиями.

БЖД накоплен значительный опыт в части применения цифровых технологий, электронных способов передачи информации и обмена данными. Однако полностью реализовать потенциал цифровизации железнодорожных перевозок во внешнеторговой деятельности возможно только во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами.

За почти 30 лет деятельности Международный координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП) стал надежной платформой для эффективного взаимодействия в сфере организации доставок по трансъевразийским направлениям Восток – Запад – Восток и Север – Юг. В состав КСТП входят более 80 компаний из 19 стран, включая железные дороги Европы, Азии, стран СНГ. Генеральный секретарь этой организации Геннадий Бессонов свое выступление начал с анализа текущей ситуации. Фокус сотрудничества сегодня перемещается в сторону стран СНГ, ШОС, вновь нарождающегося формата БРИКС. Это подтверждается цифрами. Если раньше транзит из Китая через территорию Казахстана не превышал 8,5–10 тыс. контейнеров, то в 2021–2022 годах составил 850–900 тысяч.

– Наше взаимное движение к объединению в рамках инициативы «Один пояс, один путь» позволило достичь абсолютно уникальных результатов, которых мировая транспортная система не знала, – констатировал генеральный секретарь КСТП. –

При употреблении формулировки «международный транспортный коридор» всегда вспоминаю слова академика Сергея Глазьева: «Транспортный коридор – это начало коридора экономического, который так или иначе будет определять наше будущее». Да, сегодня, может быть, есть сложности во взаимодействии с европейскими коллегами. В информационном поле существует определенный политический вектор.

Но я уверен, что уникальное положение Беларуси позволит ей и в дальнейшем быть входной точкой в наше экономическое содружество с европейскими странами. Нам необходимо сохранять контакты и связи. Площадка международного координационного транспортного совета в этом плане незаменима.

Что касается тенденций развития транспортной системы, то, по мнению Геннадия Бессонова, это, прежде всего, создание новых транспортных продуктов. За долгие годы сложилось прочное сотрудничество с Китаем, развивающееся очень эффективно. Новое направление – Африка с ее колоссальнейшим рынком, переживающая сегодня абсолютно новый этап в своем развитии, а также выход к портам Индийского океана, то есть на страны, которые в ближайшие годы будут определять мировой тренд развития экономики, – Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Бирма, Индонезия.

Заключительный нарратив руководителя КСТП:

– Наша сила – в единстве. Нужно двигаться всем вместе для того, чтобы развивать железные дороги. Колоссальная заслуга в этом – БЖД, которая блестяще работает и является одним из флагманов на рынке железнодорожных перевозок.

Основной стратегический партнер белорусской магистрали – ОАО «РЖД». О результатах совместной деятельности по развитию логистических проектов рассказал первый заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Александр Хатьянов. В прошлом году железнодорожная отрасль России полностью адаптировалась ко всем внешним ограничениям. Значимые результаты получены по многим направлениям. Обеспечен рост экспортных перевозок как через морские порты, так и сухопутные погранпереходы. Почти на 17% выросли транзитные доставки. Исторического максимума достигли перевозки контейнерами – 7,4 млн ДФЭ. Почти 40% РЖД приросли в развитии экспортных перевозок с дружественными странами.

На взаимодействии с белорусскими коллегами спикер остановился более подробно. Сохраняется темп роста объемов перевозок, достигнутый в 2022-­м. Более 70% транзита белорусских грузов по «Российским железным дорогам» приходится на порты Северо-­Запада РФ. По итогам прошлого года они увеличились в 2,5 раза.

Важным направлением для белорусских грузов является следование в Китай через российско-­казахстанскую границу, где отмечается двукратный рост.

В августе прошлого года ОАО «РЖД» и ГО «Белорусская железная дорога» подписали соглашение о модернизации железнодорожной инфраструктуры IX транспортного коридора в направлении портов Северо­-Запада РФ. Документом, в частности, предусмотрено развитие железнодорожных подходов к порту Бронка. Уже начата подготовка территории для строительства.

Кроме того, правительством Российской Федерации принято решение о продолжении масштабных работ по развитию железнодорожной инфраструктуры. Инвестиционная программа РЖД на текущий год рекордная – около 1,3 трлн рублей. Она направлена на увеличение провозной способности практически по всем направлениям.

Помимо развития инфраструктуры, ведется системная работа по формированию конкурентоспособных и экономически эффективных тарифных условий. На 2024-й сохранены все применяющиеся ранее скидки. Принят также ряд дополнительных решений. Установленные в прошлом году специальные ставки на перевозку контейнеров из Беларуси по восточной ветке коридора «Север – Юг» действуют и поныне на протяжении всего маршрута по всем железнодорожным администрациям, участвующим в процессе.

Затронул докладчик и такой важный вопрос, как развитие цифровых технологий. Уже более 10 лет перевозки между Россией и Беларусью осуществляются по электронным документам с электронной подписью. Александр Хатьянов поблагодарил коллег из Беларуси за присоединение к обмену дислокационными данными о вагоне и грузе. Это дает возможность клиентам отслеживать поезда и контейнеры на всем маршруте следования по территории обоих государств.

Активно используется российская открытая электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» для заказа, оплаты и исполнения транспортных, логистических и сопутствующих услуг операторов и владельцев вагонов, различных поставщиков. Сегодня на ней зарегистрировано более 9,5 тыс. пользователей. Есть положительная динамика присоединения бизнеса нашей страны – уже насчитываются 44 белорусские компании.

Еще одним направлением совместного развития должна стать цифровизация процесса планирования перевозок. Российской стороной разработаны и внедрены необходимые информационные ресурсы. Имеются аналогичные программные продукты и у БЖД. Это – автоматизированные системы «Электронная перевозка» и «Суточный план» (аналог российского суточного клиентского плана погрузки). Единая цифровая площадка позволит сделать процесс планирования прозрачным для всех участников. У грузоотправителя появится возможность ежесуточно заявлять к перевозке те объемы грузов, которые могут быть отгружены уже назавтра. Соответственно грузополучатель сможет в режиме реального времени подтверждать или отклонять заявляемые объемы с учетом своих возможностей.

Резюмируя, Александр Хатьянов подчеркнул, что ОАО «РЖД» открыто к диалогу для решения всех задач дальнейшего развития транспортных коридоров, отладки и внедрения новых логистических схем, обеспечения потребностей экономики Союзного государства в железнодорожных перевозках.

С докладами на конференции выступили также представители ряда других железных дорог. Среди них – заместитель главного инженера Государственной корпорации «Китайские железные дороги», начальник департамента международного сотрудничества Цзюй Гоцзян; заместитель генерального директора ГП «НК «Кыргыз темир жолу» Дастан Усубакунов; директор департамента маркетинга и развития сервисов ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Дархан Муратханов; заместитель генерального директора АООТ «Демирёллары» Аллагулы Худайбердыев.

Подводя итог мероприятия, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов поблагодарил всех за конструктивный диалог и пообещал ровно через год очередную встречу в Минске, на которой, без сомнения, мы узнаем о новых прорывных достижениях железнодорожников пространства 1520.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»