ЗАСО «ТАСК»

Не дремлет око технарей

18 апреля, 2024

Каждый день специалисты ОАО «Гомельоблавтотранс» делают все возможное, чтобы 13 филиалов функционировали бесперебойно, автобусы вовремя выходили на маршруты, а техническая база содержалась в полном порядке. В интервью нашему корреспонденту Людмиле Копать главный инженер предприятия Вадим Немцев рассказал об одной из основных служб.

– Вадим Максимович, ОАО «Гомельоблавтотранс» старается регулярно пополнять парк автобусов. Как развивается транспортная инфраструктура области и Гомеля в последние годы?

– Наше предприятие заботится о том, чтобы общественный транспорт региона шел в ногу со временем, повышал качество жизни населения. Сегодня перевозку пассажиров в областном центре обеспечивают филиалы – автобусные парки № 1 и 6, а также «Горэлектротранспорт». На маршруты ежедневно выходят более 220 автобусов и 150 троллейбусов. За прошлый год общественным городским транспортом перевезено свыше 131 млн пассажиров.

Если говорить о новшествах в Гомеле, то в первую очередь это – единый билет на проезд в автобусе и троллейбусе, реорганизация КУП «Горэлектротранспорт» и присоединение его в качестве филиала ОАО «Гомельоблавтотранс». В итоге наш парк пополнился на 192 троллейбуса и один электробус. У «Горэлектротранспорта» своя специфика, хорошая производственная база, техническое обслуживание и ремонт – на высоком уровне.

Коллектив наш ежегодно работает над совершенствованием маршрутной сети, открытием новых направлений, соединяющих дальние микрорайоны города друг с другом, над разработкой новых схем движения. При этом держим курс на экологически чистый электрический транспорт. Первый в областном центре электробус вышел на маршрут № 35 «Вокзал – Микрорайон Южный» еще в июле 2021­го. В настоящее время на линии работают 22 троллейбуса с увеличенным автономным ходом и три электробуса с автономным ходом порядка 200 км. Применение троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволяет расширять маршрутную сеть экологически чистого транспорта за границы существующей контактной сети.

В рамках обновления в прошлом году «Гомельоблавтотранс» пополнился 58 автобусами, приобретены четыре троллейбуса, организованы 13 новых городских пассажирских маршрутов. За счет собственных средств филиалы закупили 18 новых автобусов, из них пять «ЮТОНГ» китайского производителя – для туристических перевозок, и они успешно используются на заказных и международных перевозках. 40 автобусов различной вместимости для городских и пригородных перевозок мы приобрели за счет финансирования из областного бюджета. Все эти машины распределены по нашим филиалам.

– Транспортное хозяйство – дело хлопотное. В должности главного инженера вы – 12 лет, и в подчинении у вас большой коллектив, «разбросанный» по 13 филиалам. Нужно контролировать многое и сразу, начиная от элементарного порядка в ремонтных зонах и заканчивая безопасностью на производстве. Как вы выстраиваете эту большую, ответственную работу?

– В отношениях с подчиненными, несмотря на всю сложность и масштаб работ, проблем нет. Знаете, мне нравится выражение, что к людям нужно относиться так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Я ведь в 1998 году, после окончания Белорусского аграрного технического университета по специальности «инженер­-механик», начинал трудовую деятельность в Гомельском автобусном парке № 1, причем с простого мастера ТО­2. Это было мое второе рабочее место. Ранее три года трудился в сельском хозяйстве. Как говорится, прошел все ступени и твердо усвоил: от человека многое зависит. Если аккуратно, бережно обращаешься с транспортным средством, вовремя проводишь техническое обслуживание, то оно и функционирует безотказно.

В своей работе я использую все способы коммуникаций: организацию конференц­связи, обмен полезной информацией в группах, созданных в мессенджерах, регулярные выезды в филиалы, где всегда общаюсь с людьми, вижу их настроение, как они трудятся. На местах быстрее приходят мысли, как что-­то улучшить.

Если сравнить деятельность технической службы нашего предприятия сегодня и в начале 2000­-х, то это – совсем разные условия. Помнится, в те годы работали на «Икарусах», подвижной состав был изношен. Приходилось постоянно восстанавливать двигатели, коробки, мосты, кузова автобусов.

Службе главного инженера стало легче, когда ОАО «МАЗ» запустило производство автобусов и была принята программа ежегодного 10­процентного обновления машин. Благодаря этому к 2011-­му весь парк автобусов ОАО «Гомельоблавтотранс» практически обновился. А спустя три года вывели из эксплуатации все «Икарусы», заменив их на МАЗы. Для обслуживания техники белорусского производства создавали сервисные центры, используя собственную производственную базу. Они активно работали в первом и шестом гомельских автобусных парках, а также в Мозыре, Жлобине, Светлогорске, Речице. Приходилось модернизировать оборудование и технологическую оснастку под новые автобусы, а также обучать рабочих методам обслуживания и ремонта такой техники. В общем, «дремать» на своих местах инженерно­-техническому составу не доводилось.

Сегодня тоже время непростое, от службы главного инженера требуется добросовестное выполнение поставленных задач. И тут важно быть профессионалом, уметь правильно выстраивать отношения с людьми. Костяк коллектива у нас крепкий, и мы его стараемся ежегодно пополнять молодыми кадрами. Активно взаимодействуем со средними специальными учебными заведениями, где готовят кадры для транспортных предприятий. Представители наших филиалов участвуют в распределении учащихся, всегда отбирают лучших. Только в прошлом году в ОАО «Гомельоблавтотранс» пришли 58 выпускников колледжей, вузов и лицеев, 55 из них – в техническую службу. К сожалению, часть молодых специалистов потом уходит в армию, и мы снова испытываем дефицит ремонтников – слесарей, токарей, сварщиков. Не хватает и водителей, так как работа за рулем автобуса непростая и ответственная, а уровень зарплаты в некоторых отраслях экономики выше. Тем не менее технические службы филиалов с подготовкой подвижного состава справляются. На высоком уровне это поставлено в автобусных парках № 1, 3, 5, 6, «Жлобинавтотрансе», филиалах № 13 и «Горэлектротранспорт».

– На ваш взгляд, в чем сложность профессии инженера-­транспортника, какими качествами он должен обладать? Как проходит ваш обычный рабочий день? Ведь главный инженер является ключевой фигурой с многофункциональными обязанностями. На него возлагаются функции по совершенствованию технического обслуживания, эффективному использованию производственной базы, охране труда, обеспечению безопасности движения автобусов на маршрутах и многие другие.

– Мой рабочий день начинается с восьми утра, когда я беру в руки документы и окунаюсь в водоворот графиков, отчетов, сводок. Связываюсь с техническими службами филиалов, уточняю возможные проблемы по обслуживанию транспорта. Это задает тон, требует внимательности, точности и продуманных решений. Далее начинается основная деятельность, и каждый день она выглядит по­-разному. При выезде в филиалы провожу совещания с ИТР, проверяю работу по обслуживанию подвижного состава, охране труда, процесс выпуска автобусов на маршруты, осматриваю производственную территорию. Стараюсь не только решать сиюминутные задачи, но и видеть перспективы, просматриваю в интернете научно­-техническую литературу, слежу за новыми технологиями, поскольку те методы и подходы, которые были актуальны сегодня, завтра запросто могут устареть.

Содержать общественный автомобильный транспорт непросто – его надо постоянно поддерживать в технически исправном состоянии. Взаимодействие с филиалами направлено и на помощь в закупках запчастей. Для того чтобы снизить общую стоимость ремонта, большой перечень комплектующих и материалов для обслуживания подвижного состава мы сегодня закупаем централизованно. Служба главного инженера разрабатывает годовые комплексные мероприятия, направленные на улучшение условий охраны труда, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, а также контролирует их выполнение. Мы участвуем в расследовании несчастных случаев на производстве и выработке профилактических мер предупреждения травматизма.

Большое внимание в ОАО «Гомельоблавтотранс» уделяется развитию социальной сферы. В этом году наметили модернизировать построенную в конце 1970­-х автостанцию в г.п. Корма, где осенью пройдут областные «Дожинки». Благоустройство территорий и ремонтных зон в филиалах ведем постоянно. Планируем обновить гардеробные и душевые в мозырском № 2 и гомельском № 6 автобусных парках, обустроить санузел в здании третьего автобусного в Речице.

Но все­-таки главное для технической службы ОАО «Гомельоблавтотранс» – своими силами на должном уровне обслуживать подвижной состав, решая при этом сложные технические задачи и улучшая качество работы общественного транспорта региона.