ЗАСО «ТАСК»

Маршруты каждые важны

21 декабря, 2023

В часы пик общественный транспорт Витебска заполняется до предела. Это вызывает обоснованные нарекания населения. У транспортников – свои аргументы. На совещании в горисполкоме всесторонне рассмотрена организация пассажирских перевозок в областном центре.

Основным перевозчиком пассажиров в регионе является ОАО «Витебскоблавтотранс». В самом областном центре предприятие ежедневно выпускает в рейсы 174 единицы подвижного состава: 73 автобуса, 63 троллейбуса, 37 трамваев и электробус. Старейший городской вид транспорта – трамвай – обслуживает семь линий общей протяженностью 162 км, троллейбус – 16 (360 км), электробус преодолевает 19­километровый путь. Бесспорными лидерами по пробегу являются автобусы: длина 60 маршрутов – без малого 730 км. Эти цифры хорошо характеризуют масштаб работы. Ее много.

Каждого рейса на многочисленных остановках дожидаются пассажиры, которым надо добраться до необходимого им пункта, невзирая на капризы погоды. И не всегда путь к месту назначения преодолевается в комфортных условиях.

У транспортников свои проблемы. В первую очередь – изношенность техники. Периодически она сходит с линии по причине различных поломок. В последнее время задача обновления подвижного состава решается. Так, в ноябре на улицы Витебска выехали 17 новеньких МАЗ-­203 047. Но дело в том, что они не стали дополнением к существующему парку. Столько же выработавших свой ресурс единиц было списано. В облисполкоме понимают ситуацию, рассматривают возможности выделения финансовых средств на приобретение еще 10 автобусов особо большой вместимости для нужд ОАО «Витебскоблавтотранс».

Ощущается нехватка кадрового состава. Только в автоколонне, которая обслуживает городские и пригородные маршруты Витебска, по последним данным, имелись 49 вакантных мест. Как отмечалось на совещании, со своей стороны облавтотранс делает все возможное для привлечения специалистов. К примеру, при условии заключения трудового контракта на срок не менее трех лет водителям предоставляется финансовая помощь в размере 30 базовых величин, для иногородних есть места в общежитии. У кого отсутствует категория D – обучение за счет предприятия. Но очереди из желающих устроиться на работу нет. Пассажирские перевозки – сложный вид деятельности, требующий высокой профессиональной подготовки, соблюдения трудовой дисциплины, постоянной собранности и внимательности.

Недостает и кондукторов. Особенно в период сезонных простудных заболеваний. Но без них транспорт можно выпускать на маршруты. Водителями и в киосках на остановочных пунктах продаются талоны, на всех видах доступна оплата проезда с помощью QR­-кода. На постоянной основе бескондукторная система уже практикуется на пяти трамвайных маршрутах и семи троллейбусных, а также где используются автобусы малой вместимости. Вместе с тем в ОАО «Витебскоблавтотранс» понимают, что такой подход ведет к потере выручки. В принципе этот вопрос может закрыть жесткий контроль. Но, по словам директора ГП «Оператор перевозок» Алексея Долгого, контролеров тоже не хватает. Сегодня в штате предприятия их – 20, в том числе 10 – в Витебске. Этого, конечно, недостаточно. Нагрузка на каждого получается очень большая. А ведь, помимо безбилетного проезда пассажиров, они проверяют внутреннее и внешнее состояние транспортного средства, экипировку, наличие сверхнормативного количества людей в салоне.

Согласно данным Комитета госконтроля по Витебской области, за 9 месяцев городские пассажирские перевозки, осуществляемые государственным предприятием, окупились на 55%, пригородные – на 41%. Безусловно, без бюджетной помощи автопаркам никак. Тем более что на них лежат социальные обязательства по обеспечению транспортной мобильности населения с раннего утра до позднего вечера независимо от наполняемости салонов.

Частники работают только там, где имеется устойчивый пассажиропоток. Тем не менее без них не обойтись. В Витебском горисполкоме привели такие данные. Автомобильным транспортом перевозчиков негосударственной формы собственности по областному центру обслуживаются 47 маршрутов, в ежедневном режиме задействованы порядка 195 микроавтобусов. При стоимости проезда полтора рубля пустыми они не ходят. Более того, в ходе контрольных рейдов ГАИ выяснилось, что в часы пик каждая вторая машина везет людей больше, чем предусмотрено конструктивными характеристиками.

– Предприятие «Оператор перевозок» осуществляет строгий контроль за маршрутными такси, – констатирует его руководитель Алексей Долгий. – Наш диспетчер ежедневно проводит мониторинг их работы на линиях, и при наличии нарушений, допустим, несоблюдение расписания движения, отклонение от схемы, оформляется докладная, на основании которой применяются меры воздействия. На первый раз – предупреждение, потом – штрафные санкции. Аналогично в пригороде и на междугородных перевозках. Впрочем, участники этого рынка и сами отслеживают случаи недобросовестной конкуренции в своей среде.

Представитель регионального комитета госконтроля озвучил, что в настоящее время 40% пассажиров перевозят частники. Среди них есть и те, кто действует вне правового поля. Чаще – на междугородных маршрутах. Выявлены предпосылки для сокрытия выручки, минимизации отчислений в ФСЗН и подоходного налога. Имеются случаи выдачи зарплаты «в конвертах». Борьбу с нелегальными перевозчиками ведет в том числе Транспортная инспекция, осуществляя контроль на линии, в ходе контрольных закупок, а также другими способами. Такая деятельность уже принесла ощутимые результаты. Как сообщил Алексей Долгий, сегодня порядка 20 организаций и индивидуальных предпринимателей обрели легальный статус. Заключены договоры с ГП «Оператор перевозок» по таким маршрутам, как Полоцк – Минск, Чашники – Минск, Новолукомль – Минск, Поставы – Глубокое – Минск, а также внутриобластного сообщения, например, Полоцк – Витебск.

В настоящее время в стране принимаются меры, направленные на решение проблем в сфере пассажирских перевозок. Жесткие условия – это не что­-то сверхъ­естественное. Требуются четкое соблюдение установленных правил и обеспечение безопасности доставки людей.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»