ЗАСО «ТАСК»

МЫ – ИЗ МИНДОРСТРОЯ

21 декабря, 2023

Миндорстрой был создан 17 декабря 1973 года на базе Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров БССР (ГУШОСДОР) и просуществовал вплоть до 1994-го. Общепризнано, что это был период бурного развития дорожного хозяйства, заложивший основу для ускоренного роста экономики республики на длительную перспективу.

Так может сказать каждый из участников встречи, организованной Республиканским объединением ветеранов дорожного хозяйства и посвященной 50-летию Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог Белорусской ССР.

Предпосылки многих перспективных начинаний, реализованных Миндорстроем, вызревали в недрах его предшественника – ГУШОСДОРа (1956–1973). Важнейшим результатом деятельности этого органа госуправления стало объединение дорожных организаций в одно ведомство. Кроме того, в апреле 1959 года вышел указ Президиума Верховного Совета об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий в строительстве и содержании автомобильных дорог. Был создан Белорусский проектный институт по изысканию и проектированию автодорог (нынешний «Белгипродор»). Впервые разработана генеральная схема развития дорожной сети республики на перспективу до 1980­-го.

В Фаниполе возвели завод железобетонных мостовых конструкций. Реализовали ряд крупных проектов по строительству дорожных объектов, в том числе первой в республике трассы с монолитным цементобетонным покрытием на участке Калинковичи – Пинск протяженностью 250 км. Все районные центры соединили дорогами общего пользования с твердым покрытием. Их протяженность в целом увеличилась более чем в два раза и превысила 41 тыс. км. Вокруг Минска началось возведение МКАД.

Между тем конец 1960-­х ознаменовался освоением производства автомобилей грузоподъемностью до 20 тонн. Существующая сеть, к сожалению, не обладала такой несущей способностью. Председатель РООВДХ Николай Чернюк в своем выступлении перед бывшими коллегами напомнил:

– Наличие значительного количества дорог с гравийным и грунтовым покрытием приводило к существенным потерям при перевозке грузов, особенно в сельском хозяйстве. Оставались высокими эксплуатационные затраты транспортных организаций. Не поддерживалось и круглогодичное сообщение между населенными пунктами. Как раз для решения этих важных задача в 1973 году было принято решение о создании Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Даже краткое перечисление реализованных Миндорстроем проектов за время его существования впечатляет.

• Для выполнения работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог созданы восемь дорожно­-строительных трестов и один мостостроительный.

• С целью управления важнейшими общегосударственными и республиканскими дорогами образовано производственное управление «Автомагистраль», которое позже реорганизовано в республиканское проектно­-ремонтно-­строительное объединение.

• Сформировано научно­-производственное объединение «Белавтодорпрогресс», которое проводило научные исследования по внедрению в дорожное строительство новых технологий, разработку новых стандартов и технологических регламентов. В него вошли Белорусский дорожный научно­-исследовательский институт, проектно-­технологический институт «Дорстройтехника» и опытное производство «Мадикор».

• Основано государственное предприятие «Белдорцентр» (ранее – «Белдорремпроект»), главными задачами которого определены проектирование объектов капитального ремонта, диагностика автомобильных дорог и мостов, контроль за их эксплуатационным состоянием, управление движением тяжеловесного и крупногабаритного транспорта.

• Для обеспечения дорожного хозяйства материалами и конструкциями, производства машин и средств механизации сформирован трест «Дорстройиндустрия». В него вошли фанипольский завод по производству железобетонных мостовых конструкций, опытно­-механический и щебеночный заводы, пять промышленных карьеров по выпуску гравийных и песчаных материалов.

• Создано производственно­-конструкторское машиностроительное предприятие «Белдортехника» для выпуска специальных дорожных машин и оборудования.

• Образован информационно-­вычислительный центр (позднее – «Компьютерный центр»). Среди основных задач – автоматизация ведомственной статистической отчетности, ценообразования, бухгалтерского учета, баз данных дорожного хозяйства.

• Построены более 130 заводов по производству асфальто­ и цементобетона общей мощностью 12 млн тонн в год, технологические битумные базы, повышенные подъездные пути и разгрузочные площадки во всех областях. Это позволило организовать снабжение объектов строительства по стране необходимыми дорожными материалами и конструкциями по оптимальным транспортным схемам.

• Дороги в асфальтобетонном исполнении соединили все районные центры. Обеспечено круг­логодичное сообщение с центральными усадьбами колхозов и совхозов, выполнено устройство асфальтобетонных покрытий на всех транзитных участках.

• Приняты законы «О дорожных фондах» (1992), «Об автомобильных дорогах» (1994), разработаны нормативная правовая база в области дорожной деятельности, система стандартов и нормативов.

• Для подготовки и повышения квалификации кадров в дорожном хозяйстве образована учебно­-образовательная организация «Белдорстрой».

Результат деятельности Миндорстроя в цифрах.

• Сеть автомобильных дорог общего пользования выросла почти на 25% и составила 51,5 тыс. км.

• Общая протяженность трасс I категории, которых до 1973 года в БССР практически не было, достигла 1,2 тыс. км, дорог с асфальтобетонным покрытием – 25 тыс. км, с цементобетонным – почти 2,5 тыс. км.

• Количество железобетонных и металлических мостов и путепроводов увеличилось в 2,3 раза – до 4,3 тыс. общей длиной 145 км.

• Разработаны и внедрены новые технологии строительства и реконструкции автодорог с асфальтобетонным покрытием сроком службы 15–20 лет, а также плитных и балочных мостов.

Миндорстрой стал важной частью жизни всех участников юбилейной встречи. Воспоминаниями о том периоде поделились бывший заместитель министра строительства и эксплуатации автомобильных дорог Геннадий Чепцов, тогдашний сотрудник аппарата министерства Александр Петров, ветераны – руководители отрасли Тадеуш Павловский, Геннадий Беляев. Собравшиеся почтили минутой молчания память всех, кто работал в структуре ведомства и кого уже нет рядом, начиная с первого министра Василия Ивановича Шарапова.

Завершилось мероприятие в музее дорожного хозяйства ГУЦ «Белдорстрой». Это место, безусловно, хорошо знакомо участникам республиканского объединения ветеранов. Тем не менее посещение отраслевого музея в такие исторические дни – дань памяти всем, кто трудился на благо отрасли, выводил ее на передовые позиции, благодаря кому наша страна имеет сегодня разветвленную сеть добротных дорог.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»