ЗАСО «ТАСК»

ГДЕ ДАЖЕ НЕТУ ПРОВОДОВ…

21 декабря, 2023

Недавно в 7-й микрорайон, который год от года расширяется, пустили новые троллейбусы с автономным ходом. А еще в нынешнем году контактная электросеть в городе на Березине увеличилась на 1,4 км. И это тоже важное событие.

Троллейбусные линии разделяют второй по величине город в Могилевской области на две части. Электротранспорт очень привлекателен для жителей, ведь добраться на нем можно быстро и комфортно в разные точки. Ежегодно Бобруйский филиал Троллейбусный парк № 2 ОАО «Могилевоблавтотранс» перевозит порядка 11 млн пассажиров.

Местный троллейбусный парк – это, прежде всего, люди, которые садятся за руль, ремонтируют подвижной состав, занимаются организацией перевозок. Благодаря им бобруйчане ежедневно могут пользоваться услугами электротранспорта и с комфортом совершать поездки.

Валерий Мазуренко

За городскую контактную сеть ответственна служба электрохозяйства, возглавляемая Валерием Мазуренко. Одни специалисты осуществляют ремонт непосредственно на линии, другие отвечают за иное электрооборудование. Также есть диспетчерская, которой дистанционно управлять всеми имеющимися подстанциями позволяет система «Сириус».

Парку Валерий Анатольевич посвятил уже четверть века. За это время многое изменилось. Полностью обновился подвижной состав, на смену прежним ЗиУ пришли современные троллейбусы отечественного производства. В 2000 году была запущена линия на 5­-й и 6-й микрорайоны, здесь же построили и новую подстанцию. Их в городе – четыре, каждая загружена на определенный участок. Вообще, должно быть не менее семи, чтобы контактная сеть могла охватывать весь город, в том числе Титовку и военный городок.

– Из года в год мы выполняем все поставленные перед нашей службой задачи, несмотря на возникающие иногда форс­-мажоры, – отмечает наш собеседник. – Так, однажды Бобруйск накрыл ледяной дождь и контактные провода оказались в прозрачной глазури, но мы смогли в кратчайшие сроки справиться с этим. На такие случаи механизм действий отточен, решения принимаются практически молниеносно.

Сегодня на предприятии – 74 водителя троллейбуса, еще 16 задействованы на вспомогательном транспорте. Свое мастерство они подтверждают не только в трудовых буднях, но и на различных конкурсах. Ежегодно в канун профессионального праздника отмечаются лучшие, в том числе нагрудными знаками «За безаварийную работу».

Ремонтная зона – место, где троллейбусы, проехавшие не одну сотню километров, обретают второе дыхание, где им продлевается жизнь, точнее срок эксплуатации, золотыми руками слесарей. По словам начальника службы подвижного состава Александра Шарапы, 58 специалистов задействованы как в ежедневном обслуживании – выпуске на линию, так и при осуществлении регламентных работ, ремонте механики, электроники, ведь троллейбус – своеобразная передвижная электроустановка. И все для того, чтобы перевозки пассажиров были комфортными и безопасными.

Юрий Усов

Вопросы безопасности дорожного движения – в ведении инженера по БД Юрия Усова. Он более 30 лет прослужил в Госавтоинспекции и не понаслышке знает все нюансы работы:

– Особое внимание уделяем подготовке и повышению квалификации водителей – организуется обучение, проводятся инструктажи и занятия. На постоянном контроле – знания ПДД. С профилактическими беседами выступают сотрудники ГАИ, в том числе в рамках Единого дня безопасности дорожного движения.

Валентин Лось

Валентин Лось – слесарь подвижного состава, бригадир. Выпускник местного автотехникума, он 26 лет отработал на предприятии. За это время, по его словам, электротранспорт здорово эволюционировал:

– Троллейбусы становятся все более комфортными для водителей и пассажиров. Это я сужу по тем трем МАЗ­203Т70 с автономным ходом, которые поступили к нам в нынешнем году. В то же время усложняется процесс обслуживания. Подвижной состав изнашивается, а значит, требует все большего внимания и сил. Для восстановления и выпуска троллейбуса на линию нужно закупить и заменить различные детали, приложить много труда для продления срока службы. Обновление происходит постепенно, следовательно, нужно беречь то, что имеем.

Валерий Жданович

Водитель Валерий Жданович – один из тех представителей молодого поколения, кого можно назвать достойной сменой. Работает здесь четыре года и уже завоевал авторитет у опытных коллег. С прошедшего этой осенью конкурса профмастерства среди филиалов ОАО «Могилевоблавтотранс» он привез сразу несколько наград: стал первым в спринте и на этапе по проверке знаний ПДД, вторым – в личном зачете. Кроме того, ему присудили звание лучшего молодого водителя в возрасте до 31 года.

– С детства мечтал работать на троллейбусе, – говорит наш собеседник. – О буднях водителя общественного транспорта много рассказывал мой дядя, который долгое время здесь трудился.

После окончания местного училища и армейской службы Валерий отучился на водителя троллейбуса в Могилеве и пришел в парк.

– Вожу также легковой автомобиль, но управлять троллейбусом нравится больше, – признается в разговоре Валерий Жданович.

– Во время стажировки его наставник опытный водитель Давыдов после первого выезда на линию сказал, что новичок очень хорошо чувствует габариты, – вспоминает диспетчер Инна Михолап. – Большинство начинающих этим качеством не обладают и вынуждены много тренироваться, а он как в своей стихии оказался.

Инна Михолап

Наша собеседница в парке – 10 лет, отвечает за организацию пассажирских перевозок. В перечень ее обязанностей входят контроль соблюдения расписания, организация замен водителей при необходимости и, конечно же, общение с пассажирами:

– Когда пустили новый маршрут № 4 «Сикорского – Дзержинского», было очень много звонков с благодарностью от людей. Он на самом деле очень удобный с точки зрения логистики: проходит через улицу Ульяновскую и станцию Бобруйск, охватывает разные части города и позволяет с удобством и без пересадок совершать поездки. Приятно, что твой и труд коллег ценен и создает комфортные условия для жителей.

Появление троллейбусов с автономным ходом предоставило бобруйскому электротранспорту новые перспективы и дает возможность эффективнее использовать то преимущество, что контактная сеть разбивает город на две части. Это позволит открыть новые маршруты, следовательно, добраться на «рогатом» можно будет в любую точку.

Здесь уже встает вопрос о возможностях приобретения современного подвижного состава…

• Троллейбусное сообщение в Бобруйске было открыто 30 августа 1978 года. Самое удивительное – то, что заказчиком выступили не городские власти, а крупное градообразующее предприятие ПО «Бобруйскшина» (сегодня – ОАО «Белшина»).

• Бобруйское троллейбусное управление как предприятие официально начало работу 2 октября 1978 года. На тот момент парк насчитывал 28 единиц, а протяженность линий составляла 17 км.

• В 1978 году работал всего один маршрут «Бобруйскшина – Улица Дзержинского». На линию ежедневно выходили 16–18 троллейбусов. Только за два месяца они перевезли 2 млн 925 пассажиров. Сохранившаяся в архивах цифра свидетельствует о популярности среди горожан этого вида транспорта.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»