ЗАСО «ТАСК»

И МАСШТАБ, И КРАСОТА

21 сентября, 2022

Республиканский конкурс «Лидеры в строительстве – 2022» приближается к завершению. На заседаниях экспертного совета подведены итоги и определены победители. По сути, это последний этап перед церемонией награждения лучших.

В числе финалистов конкурса на соискание премии за достижения в области строительства – четыре дорожных объекта. Эксперты оценивали их не только с точки зрения строительных характеристик или примененных ноу­-хау. Учитывалось то, как ввод в эксплуатацию отразился на жизни людей и регионов.

Государственное предприятие «Белгипродор» выступило генеральным проектировщиком капремонта моста через Днепр на км 177 автомобильной дороги Р­-43 Граница РФ (Звенчатка) – Кричев – Бобруйск – Ивацевичи (до Р­2/Е 85). Объект находится в Рогачеве Гомельской области. Возведенный еще в 1959 году, он был в аварийном состоянии. Задачей являлось довести габарит проезда и несущую способность до требований к сооружениям, расположенным на автомобильных дорогах III категории.

Заказчик – РУП «Гомельавтодор». Претворяли замысел проектировщиков в жизнь генеральный подрядчик ОАО «Мостострой» и субподрядчики ОАО «ДСУ № 1, г. Рогачев» и ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель».

Обновленный мост представляет собой пролетное строение протяженностью почти 448 пог. метров на 13 опорах из сборных элементов, объединенных монолитным ригелем. С введением его в эксплуатацию условия для движения стали более безопасными, уменьшилась экологическая нагрузка на окружающую среду, минимизированы транспортные расходы пользователей, появились удобные транспортные связи между крупными городами региона.

Новый мост – очень красивое современное сооружение, которое буквально парит над Днепром. Однако восхищение экспертов вызвал не только сам объект, но и главный архитектор проекта Антонина Шевчук, начальник управления мостового проектирования ГП «Белгип­родор».

– Более фанатичного человека, любящего свою работу, я, наверное, не встречал, – признался председатель жюри Антон Гарустович. – Она с такой любовью отнеслась к проекту, что прорисовала мельчайшие детали и линии. Добилась того, чтобы на объекте были установлены фонарики – маленькие и круг­ленькие, как мороженое. Вечером в тумане над Днепром они смотрятся потрясающе. А само инженерное сооружение, очень сложное, выглядит изящным. Достойный объект, и пусть таких будет больше.

Также Белгипродор вынес на суд экспертов строительный проект реконструкции автодороги Р-­53 Слобода – Новосады, км 1,85 – км 13. Заказчик – РУП «Минскавтодор­Центр». Генеральным подрядчиком реконструкции по параметрам I­-б категории стало ОАО «ДСТ № 5».

Перед управлением дорожного проектирования была поставлена задача разработать проект скоростной и комфортной дороги между Минском и растущим городом-­спутником Смолевичами. До реконструкции столицу и райцентр связывала двухполосная трасса. Предстояло увеличить ее пропускную способность, сделав при этом акцент на создании безопасных и комфортных условий движения.

На участке применен целый ряд строительных ноу-­хау. Так, при устройстве бетонного покрытия использовалась прогрессивная технология сращивания слоев, что обеспечило снижение уровня транспортного шума. На обновленной трассе полностью отсутствуют пересечения в одном уровне. Вместо них устроены два транспортных тоннеля и три транспортные развязки. Автобусные остановки вынесены за пределы земляного полотна основной дороги. В пределах развязок, местных проездов и на автобусных остановках для наружного освещения используются энергоэффективные светильники.

Для водоотвода с проезжей части применены трубы из полиэтилена, при устройстве транспортных тоннелей – металлические гофрированные конструкции, для организации дорожного движения – современные технические средства. Вблизи населенных пунктов установлены шумозащитные экраны из светопрозрачных панелей.

Интенсивность движения по Р-­53 сегодня составляет около 17 тыс. автомобилей в сутки. Это означает, что ввод дороги в эксплуатацию существенно повысил качество жизни и уровень транспортного обслуживания прилегающих населенных пунктов.

– Очень интересная дорога, – поделился мнением эксперт Антон Гарустович. – Современная бетонка, быстровозводимые сборные тоннели, светопропускающие шумозащитные экраны. А еще потрясающие панорамные виды будто на картине. С точки зрения масштабности тоже очень важная трасса. Она действительно сократила расстояние и приблизила город­-спутник к столице. Значит, стратегическая программа выполняется.

Заявку на конкурс в номинации «Лучший объект дорожного строительства. Местные автомобильные дороги общего пользования» подало ОАО «Строи­тельный трест № 9, г. Витебск». Предприятие осуществило реконструкцию улицы Гагарина, одной из самых протяженных в областном центре. Ее длина составляет 5,3 км.

До обновления она была перегружена транспортными потоками, не отвечала современным требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Теперь это – современная комфортабельная шестиполосная магистраль с велодорожками, широкими пешеходными тротуарами, энергоэффективным освещением, ограждением из оцинкованного металла. Выполнен полный комплекс благоустройства и озеленения, установлены малые архитектурные формы. Появились элементы безбарьерной среды: тактильная плитка и пандусы.

– Объект существенно повлиял на транспортную структуру города, на простоту и безопасность движения на этом участке, – рассказал о своих впечатлениях от знакомства с объектом Антон Гарустович. – По сути, это входные ворота в город, которые имеют большое значение для восприятия городской среды и панорамы улиц Витебска.

Еще один финалист конкурса по дорожной тематике – ОАО «Дорожно-­строительный трест № 3». «Строительство путепровода-­дублера улицы Якубовского – Загородное шоссе в городе Могилеве (I очередь)» предложено в номинации «Лучший объект дорожного строительства. Городские улицы и дороги».

Речь идет о самой современной автомагистрали областного центра, выполненной в бетонном покрытии – технологии, которая на территории города ранее не применялась. Протяженность участка – 1,7 км. Для реализации проекта был осуществлен огромный комплекс работ, в том числе строительство транспортной развязки с устройством путепроводов над магистральными железнодорожными путями.

Заказчик – КУП «Могилевское областное управление капитальным строительством», генеральный проектировщик – ОАО «Могилевгражданпроект», генеральный подрядчик – ОАО «ДСТ № 3», с которым взаимодействовало более десятка субподрядчиков со всей Беларуси.

Экспертное мнение о значимости путепровода-­дублера для областного центра озвучил директор ООО «Центр проектирования и строительной диагностики» (г. Могилев) Игорь Красота:

– Раньше в Могилеве была единственная дорога, чтобы проехать из одного конца города в другой. Дорога­-дублер очень сильно изменила ситуацию, разгрузив центр от движения транзитного транспорта и дав возможность добираться до отдаленных районов без задержек и пробок. Дублер – переезд через большое количество железнодорожных путей и обширную жилую зону. Он идет параллельно основной дороге. Это абсолютно новое строительство, в ходе которого выполнена реконструкция транспортного кольца и части микрорайо­на, установлены шумозащитные ограждения.

И это только первая очередь строи­тельства. Ожидается и вторая. Дублер должен обойти город вокруг. Конечно, это не такая уж и близкая перспектива. Но в результате в Могилеве появится своя кольцевая.

То, каким образом распределились на конкурсе места, пока держится в строгой тайне. Но разрешение интриги уже скоро. При этом сбор заявок на участие в номинации «Объекты дорожного строительства» продолжается до 30 сентября.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»