ЗАСО «ТАСК»

Более 3 тысяч раритетов собрал музей локомотивного депо Орша. За каждым – человеческая судьба

5 июня, 2024

Бережно ведут свою летопись предприятия транспортной отрасли. В их числе и одно из старейших на Белорусской железной дороге – локомотивное депо Орша имени К.С. Заслонова. Музей революционной, боевой и трудовой славы здесь создан в августе 1986-го. Его экспонаты раскрывают историю предприятия с момента открытия в 1871 году. А она весьма богатая

В 1995 году Президент Беларуси Александр Лукашенко в книге посетителей музея оставил памятную запись: «Пока живут и держат свою «марку» железнодорожники, будет жить держава». Инициатором создания музея был начальник депо Михаил Баренбаум, возглавлявший его в 1971–1984 годах. Идею тогда поддержал руководитель Минского отделения Евгений Володько. У истоков стоял и почетный железнодорожник, бывший машинист паровоза Владимир Блюм, который руководил музеем с момента открытия 15 лет. Основные работы выполнялись силами экспериментального цеха мастера Анатолия Барташевича. Об этом нам рассказал в недавнем прошлом машинист электровоза, а позже и хранитель фондов Олег Автушенко.

На создание музея ушло пять лет. Экспонаты собирали работники депо или даже всего узла. Многие являются железнодорожниками в нескольких поколениях: приносили свои семейные реликвии – от документов и инструментария до наград и фотографий довоенного времени. К сегодняшнему дню раритетов собралось более трех тысяч. У каждого – своя история, за каждым – человеческая судьба. Словом, музей по праву можно считать народным. Такое звание ему и присвоено в 2000-­м.

– Размещен он в здании цеха ремонта дизель­-поездов. На площади 152 кв. метра развернуты 11 экспозиций, рассказывающих об открытии Московско­-Брестской железной дороги и паровозного депо, революционных событиях 1905 и 1917 годов, Гражданской войне, первых пятилетках, – поясняет Олег Автушенко. – Особое внимание уделено теме Великой Отечественной и борьбе деповчан на фронтах и в тылу. Послевоенное время представлено экспонатами, повествующими о восстановлении и развитии депо, его реконструкции в начале нынешнего века, о трудовых династиях, производственных и спортивных достижениях.

Центральное место занимает пользующийся особым интересом натурный макет будки машиниста (так называли раньше кабину) и лобового листа топки паровоза, на котором смонтированы приборы и арматура, реверс, регулятор, инжектор, водомерное стекло и другое оборудование. Имитация работы паровоза, паровоздушного насоса и скоростемера позволяет на мгновения представить себя машинистом и благодаря своей интерактивности вызывает неподдельный восторг у юных посетителей.

Здесь много фотографий и слайдов, на которых можно увидеть технику, эксплуатирующуюся в разное время, а также инструменты и личные вещи деповчан. Например, часы машиниста Константина Янковского производства русской часовой компании «Павел Буре». Или форменная одежда с наградами машиниста Иосифа Шейпака. Либо «шарманка» управляющего паровозом – сундучок, куда он складывал самое необходимое в рейс: фонарик, перочинный ножик, мелкие детали, личные вещи и продукты.

Нашли свое место в экспозиции керосиновые фонари, телеграфный аппарат Морзе 1943 года, станционный колокол, турбогенератор паровоза, вырабатывающий электроэнергию, необходимую для ламп, освещающих путь локомотиву, будку машиниста, угольный бункер тендера.

Интерес посетителей вызывает уголок довоенного быта. Из семейных архивов в музейные фонды перекочевали печатная и счетная машинки, граммофон, самовар, патефон, настольная керосиновая лампа, чугунные и латунный утюги, фотоаппараты, баян, газеты, деньги разных лет.

Важный акцент в музее сделан на работе предприятия и подвиге деповчан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Одни сражались в рядах Красной Армии, другие вели беспощадную борьбу с фашистскими захватчиками в подполье или партизанских отрядах. Трое удостоены звания Героя Советского Союза. Отдельное место отведено бывшему начальнику депо, прославленному партизанскому командиру Константину Заслонову. Гордится предприятие слесарем Борисом Нечаевым. Во время прохождения службы в армии, будучи рулевым­-сигнальщиком на подводной лодке, в 1966 году ценой своей жизни он спас судно от взрыва, сумев повторить подвиг Героя Советского Союза Ивана Голубца, совершенный весной 1942 года.

Особое волнение и трепет вызывает запись сообщения диктора Юрия Левитана о начале войны, звучащего из довоенного репродуктора. Исторические кадры прошлых лет можно увидеть на проекционном экране. Кстати, такие интерактивные элементы, как видео, звуковые эффекты, натурный макет будки машиниста паровоза, появились здесь задолго до того, как они начали вводиться во многих известных музеях.

– Работники депо, железнодорожного узла, учащиеся школ и колледжей города, гости нашего предприятия являются постоянными посетителями музея, – рассказывает заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Денис Степанов. – Уделяется большое внимание воспитанию молодого поколения и престижности железнодорожных профессий. По традиции для формирования чувства патриотизма и гордости за свой коллектив с историей предприятия, его традициями здесь знакомят тех, чей трудовой путь в депо только начинается.

За 38 лет существования музея оставлено немало добрых, теплых слов восхищения и благодарности. В будущем он должен сменить свою прописку – переехать в новое помещение, находящееся рядом с железнодорожным и автовокзалом. Обновление и расширение экспозиций, расположение в оживленном месте позволят увеличить его доступность для всех желающих.

Одним из самых старых экспонатов является фотография работников депо 1898 года

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»