ЗАСО «ТАСК»

АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ: НЕ ПРЕГРАДА, А МОСТ

3 ноября, 2022

Почти два века уникальная рукотворная водная артерия, проходящая по территории двух государств, объединяла людей, становясь своего рода мостом для общих интересов, занятий и праздников.

Белорусский участок Августовского канала был полностью отреставрирован в 2004–2006 годах. Тогда за время масштабной реконструкции восстановили 22 км. Сейчас он относится к внутренним водным путям нашей страны. И здесь активно развивается судоходство с учетом сохранения историко-культурной ценности объекта.

Основные изменения

в Правила плавания по внутренним водным путям страны в части Августовского канала:

 определены границы и направление движения маломерных судов;

 установлены:

• порядок движения, маневрирования, расхождения судов;

• порядок приоритетности прохода судами отдельных участков;

• порядок и места стоянки судов;

• максимальная скорость движения судов на различных участках;

• порядок подачи звуковой и световой сигнализации судами на различных участках;

• порядок шлюзования судов;

• места сдачи подсланевых вод с судов и заправки их топливом;

• места размещения объектов инфраструктуры.

После включения уникальной водной артерии в безвизовую зону на ее берега устремились тысячи туристов. Это значит, что работа по усовершенствованию инфраструктуры, организации мероприятий, созданию условий для байдарочников и маломерных судов продолжается. На что же будет сделан упор в дальнейшем?

Данный участок в первую очередь предназначен для развития туристического потенциала не только Гродненщины, но и всей Беларуси. В связи с этим Министерством транспорта и коммуникаций был подготовлен ряд предложений по изменению нормативной правовой базы. В настоящее время практически готов Кодекс внутреннего вод­ного транспорта.

Предполагаются изменения подходов к деятельности и на Августовском канале – так называемое зонирование, когда будут определены участки, где бизнес сможет осуществлять свою деятельность. Это сделано с учетом обеспечения безопасности судоходства. Можно говорить и о снятии многих юридических моментов, которые не позволяли полностью раскрыть потенциал уникального сооружения.

Оказывать услуги по перевозке пассажиров станет возможным без перерегистрации маломерных средств в суда внутреннего плавания. Все это значительно упростит работу для туристического сектора, послужит дальнейшему его развитию, а значит, и росту количества гостей. В свою очередь, потребуется новый уровень организации сервиса и развития инфраструктуры.

Данные вопросы, а также передача сооружений канала из коммунальной формы собственности в республиканскую, его финансирование подробно обсудили в Гродно на заседании Межведомственного координационного совета по комп­лексному развитию Августовского канала при Совете Министров. 

Сегодня имеются определенные инфраструктурные проблемы. Для их решения Минтрансом, в чье ведение будут переданы сооружения канала, предлагается ряд новаций.

Среди них – организация плавучей инфраструктуры для развития самого канала и реки Неман. Для этого планируется внедрять базовый плавучий железобетонный модуль. Его плюсы: срок эксплуатации – более 50 лет, устойчивость к атмосферным явлениям и агрессивной среде – он практически не требует технического обслуживания, возможность транспортировки без использования спецтехники и разрешений, а также насыщения его системами жизнеобеспечения. Производить модуль можно будет в Гродненском регионе. Что касается стоимости изготовления, то она – в разы ниже, чем у аналогов из стали.

В перспективе на данных модулях можно будет сделать станции обслуживания судов на железобетонных понтонах, причалы, заправочные станции, ресторан с открытой террасой и многое другое. Такой инфраструктуры в данный момент на Августовском канале не хватает. Теперь задача местных властей – выработать механизм дальнейшего финансирования ее строительства. 

Говоря о транспортном и пассажирском флоте на реке Неман, следует отметить, что он существует уже более ста лет. Внутренние вод­ные пути региона сегодня обслуживает филиал «Гродненский участок РУДДПВД «Белводпуть».

На Августовском канале достаточно ограничены по габаритам шлюзы. Имевшиеся земснаряды и плавучие краны не отвечали требованиям эксплуатации, по­этому было принято решение приобрести подходящую технику. В итоге на базу предприятия в этом году был поставлен модернизированный многофункциональный земснаряд, который разработан исключительно для осуществления комплекса путевых работ на Августовском канале. Его модернизация выполнена в рамках реализации мероприятия «Повышение технико-­экономических характеристик судов» Государственной программы «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы.

Модернизацию земснаряда под ключ выполнило ОАО «Белсудопроект». Директор Алексей Афанасьев рассказывает:

– Мы выиграли тендер в середине 2021-­го. Реализация проекта заняла около года. Начали с разработки проектной документации, закончили поставкой полностью модернизированного судна заказчику. За основу была взята моторизированная завозня (вспомогательное судно, осуществляющее подъем, перекладку и завозку рабочих якорей земснарядов, плавучих причалов, доков и других несамоходных судов. – К.Б.). Это небольшое судно, но оно идеально подходило для канала.

По словам Алексея Афанасьева, в процессе модернизации судно было оснащено специальной краноманипуляторной установкой и определенным набором навесного оборудования: грейфером, ковшом, косилкой для сбора растительности, буром, вибропогружателем для свай. Для обеспечения работы крановой установки оно также оборудовано более мощным главным двигателем. Кроме того, на судне – самая современная световая и аварийная сигнализация.

Директор ОАО «Белсудопроект» особо подчеркивает, что аналогов модернизированного судна в Беларуси нет:

– Оно уже активно эксплуатируется на Августовском канале. Уверен, что может быть востребовано и за границей. В целом мы проделали колоссальную работу и в итоге получили не только уникальное судно, но и хороший опыт в судостроении. Готовы и дальше развиваться в данном направлении.

Немаловажно, что в нынешнем туристическом сезоне Августовский канал активно принимал гостей. По подсчетам специалистов, удалось даже выйти на допандемийный уровень – 2019 года. Рост объема выручки от оказания услуг достиг 130%. Кроме того, на 30% увеличилось количество гостей, которые воспользовались услугами двух теп­лоходов. Акцент в нынешнем году сделали на развлечениях и активном отдыхе. Всего было организовано несколько десятков мероприятий выходного дня.

Одновременно развивалась и продолжает развиваться инфраструктура Августовского канала. Введен в эксплуатацию гостевой дом на шлюзе «Куркуль», построен детский игровой комплекс. В следующем году ожидается открытие дворцово-­паркового комплекса «Святск».

На 2023-­й запланировано увеличение туристических маршрутов в окрестностях канала, в том числе связанных с событиями Второй мировой войны. Заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк отмечает:

– Августовский канал – не просто водная транспортная артерия. Это еще и историко-­культурная ценность, что нужно учитывать при его эксплуатации. В настоящее время меняется законодательство в области пользования водными транспортными путями, поэтому необходимо привести в порядок все нормативные правовые акты для передачи на баланс Министерства транспорта и коммуникаций инфраструктуры канала.

По словам заместителя министра спорта и туризма Олега Андрейчика, туристический вектор сместился в сторону внутреннего туризма, однако в нынешнем году наблюдалось много гостей из России:

– Августовскому каналу к празднованию 200-­летия его создания просто необходимо дать новый импульс к развитию. Это очень важно. Сегодня обсуждается целая линейка событийных мероприятий, которые могут быть проведены в следующем году на национальном уровне.

Участие в них польской стороны, где берет начало рукотворная водная артерия, – под большим вопросом из­-за недальновидной политики Варшавы. Однако наша страна всегда выступает за формирование добрососедских отношений со всеми государствами, заинтересованными в открытом и честном партнерстве. На протяжении более трех десятилетий независимости Беларусь зарекомендовала себя как безупречный, надежный и предсказуемый партнер. Поэтому и дальше наша республика будет придерживаться такой политики. В подтверждение тому Минтранс совместно с МИД предложил польской стороне возобновить переговорный процесс по подготовке соглашения, регулирующего технические вопросы совместной эксплуатации этого выдающегося гидротехнического сооружения

Подводя итоги, стоит сказать, что у Августовского канала – отличные перспективы закрепить свои позиции в качестве уже мирового туристического бренда. Сейчас важно поэтапно осуществить все задуманное, чтобы наша жемчужина в перспективе вошла в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Константин БАКУН, «ТВ»