ЗАСО «ТАСК»

«ЗЕЛЕНОМУ» ТРАНСПОРТУ – ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

10 ноября, 2022

Незаметно для многих в этом году произошло весьма знаменательное событие в истории общественного транспорта Минска. Спустя 20 лет было возобновлено троллейбусное движение по проспекту Независимости.

С 1 июня троллейбусы стали курсировать по новому маршруту – № 22 ДС «Лошица­2» – ДС «Карастояновой», который проходит в том числе по главной улице столицы. Для этого не потребовалось восстанавливать демонтированную два десятилетия назад контактную сеть. Организация нового маршрута стала возможна благодаря наличию на балансе «Минсктранса» троллейбусов с автономным ходом, которые могут осуществлять движение без зарядки на расстояние до 15 км.

На Белорусском автомобильном заводе произведен
большой карьерный самосвал на аккумуляторных батареях.

– Эти машины зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, – отмечает заместитель генерального директора предприятия Виктор Тозик. – Они позволяют без значительных финансовых вливаний и строительства контактной сети открывать новые маршруты в быстро строящиеся микрорайоны города: Каменная Горка, Сухарево, Лошица.

На балансе государственного пред­прия­тия «Минсктранс», которое позиционирует себя как крупнейшее на постсоветском пространстве и в ближайшем зарубежье, – уже 220 таких троллейбусов. Кроме того, каждый день на линию выходят 73 электробуса.

По заверению заместителя генерального директора, и в перспективе прерогатива будет отдаваться приобретению электротранспорта. Правда, реализация планов зависит прежде всего от объемов финансирования.

В целом транспортная организация обслуживает сегодня 204 автобусных, 62 троллейбусных и 8 трамвайных маршрутов. Ежедневно перевозится более 1 млн человек.

Весом вклад в пассажирские перевозки и метрополитена. Если пассажиропоток всех видов наземного транспорта составляет около 62% от общего количества, то доля трех линий столичной подземки в нем – 38%.

– Городские власти действительно направляют огромные усилия на развитие именно городского электротранспорта, – подчеркивает начальник отдела организации городских перевозок ГП «Столичный транспорт и связь» Александр Каптюх. В подтверждение своих слов он приводит более чем убедительные аргументы. Программой развития электротранспорта на 2021–2025 годы предусмотрено доведение за пятилетку доли общественного электротранспорта до 35%. В столице уже сегодня достигнут уровень в 45%!

Минский автомобильный завод является одним из отечественных производителей пассажирского электротранспорта – троллейбусов, в том числе с автономным ходом, и электробусов. Помимо этого, в номенклатуре производимой предприятием техники есть модель грузового транспорта на электрической тяге. Речь идет о грузовике с полной массой до 12 тонн в готовом исполнении.

– Отработанные технические решения в принципе мы можем легко переносить на абсолютно любую модель техники, – утверждает главный конструктор – начальник управления главного конструктора автоматизированных систем, телематики и мехатроники МАЗ Андрей Савчиц. – То есть взять, например, дизельный вариант и в очень сжатые сроки на базе уже имеющихся наработок предложить на рынок новую модель транспорта с электрическим приводом.

Совместно с другими отечественными предприятиями и Национальной академией наук завод методично проводит работу по локализации компонентов электротехники. Так, при участии ОАО «Могилевлифтмаш» освоено производство электрического тягового двигателя. Сейчас специалисты предприятия вплотную занимаются высоковольтной коммутацией и накопителями энергии. Налаживать же в Беларуси производство ячеек, на взгляд главного конструктора, нецелесообразно.

– Технологии шагают вперед семимильными шагами, и догонять их при нашем невысоком объеме потребления просто не имеет смысла, – говорит Андрей Геннадьевич. – Занимаемся локализацией производства остальных компонентов (корпусных частей, электроники) и опять же сборки.

Динамичному развитию данного направления руководство предприятия уделяет особое внимание и выделяет ресурсы и на разработки, и на приобретение для этих целей необходимого оборудования и комплектующих. Что существенно препятствует развитию процесса, по мнению Андрея Савчица, так это стремительно растущая стоимость литиевых ячеек. За два года она увеличилась в пять раз.

– Мы даже рассматриваем возможность использования не литийсодержащих накопителей энергии, а каких-­то альтернативных вариантов, – говорит он. – Но пока этот вопрос находится в стадии проработки.

Уже в этом году МАЗ планирует представить серийные варианты электротехники, готовой к массовому использованию. В 2023­-м локализация производства на заводе должна достичь такой степени, что можно будет с полным правом говорить о создании исключительно белорусского электромобиля.

На Белорусском автомобильном заводе произведен большой карьерный самосвал на аккумуляторных батареях.

Идя навстречу эксплуатантам своей продукции, Минский автозавод предлагает не только дизельную, электрическую, но и газомоторную технику. Это автомобили, которые работают на природном газе.

– Рост потребления природного газа является общемировой тенденцией, – говорит заместитель главного конструктора МАЗ по автомобильной технике Николай Лакотко. – Уже сегодня он активно используется в более чем 80 странах. По данным Минэнерго, в мире сейчас насчитывается около 30 млн автомобилей, работающих на этом виде топлива. В СНГ наибольшее распространение, помимо России, оно получило в Узбекистане и Армении.

Использование природного газа отвечает требованиям экологии. При его сжигании образуется минимальное количество токсичных веществ, на 100% сокращаются выбросы серы, сажи, на 76% – оксидов азота. Этот вид топлива содержит минимальное количество веществ, вызывающих коррозию двигателя. К тому же оно фактически в два раза дешевле, чем обычное дизельное.

Правительством Республики Беларусь и ПАО «Газпром» подписан протокол намерений о расширении сферы применения природного газа в качестве моторного топлива. В рамках соглашения предусмотрены мероприятия по расширению сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и газификации автотранспорта, в первую очередь муниципального и сельскохозяйственного, а также для мелкого и среднего бизнеса.

Еще одно перспективное направление – использование в качестве альтернативного топлива сжиженного природного газа, который имеет ряд преимуществ перед сжатым. Самое главное из них, по мнению конструкторов, заключается в том, что масса автомобиля не увеличивается за счет того, что газ хранится в специальном топливном баке. Это позволяет не только не снизить грузоподъемность транспортного средства, но и увеличить продолжительность хода на одной заправке.

Годовая экономия при эксплуатации автобуса на таком топливе достигает 57%, грузовых транспортных средств – 46%.

Заглядывая за горизонты будущего, Николай Лакотко называет еще один альтернативный источник топлива – водородное. По его словам, следующим этапом заводских разработок станет со­здание именно водородного автомобиля, который будет работать на водородных элементах или симбиозе источников питания.

Слишком дерзкие планы? Как знать. Еще совсем недавно и электромобиль казался нам очень отдаленной перспективой. А сегодня это уже практически обыденность. Возможно, и авто на водородных элементах – не такая уж и голубая мечта.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»