ЗАСО «ТАСК»

ХОРОШИЙ ХОЗЯИН «ЦИФРОЙ» БОГАТ

19 апреля, 2023

Начало нынешнего года ознаменовано началом большой работы. Отраслевым предприятиям и организациям предложено посмотреть на… Если формулировать просто, то на соответствие себя современному миру. Посмотреть вместе со специалистами. Понятно, что для объективной оценки ситуации нужно иметь «базовую» картину. С этой целью заполнялся объемный опросный лист, который практически все организации направили в адрес РУП «Белдорсвязь». А впереди – анализ данных, встречи с профессионалами, рекомендации… И преобразования.

Цифровая трансформация спешит к нам! До сей поры топ-менеджмент отраслевых предприятий в основном занимался ею, если можно так выразиться, по собственному желанию. В большинстве своем уровень внедрения цифровых технологий зависел от двух факторов: степени продвинутости в этом вопросе руководства организации и «пинка» от объективных обстоятельств, созданных государственными органами либо партнерами. Для руководителей понятия бизнес-аналитики, цифровой трансформации и им подобные, конечно, существовали, но где-то далече, в умных статьях и выступлениях, а отнюдь не в том месте, куда каждый день приходили, чтобы решать очевидные сегодняшние и завтрашние проблемы. А обстоятельства… Введут госорганы новую форму подачи документов – поставим необходимую программу. Сообщат партнеры, что хотели бы общаться по новому каналу связи – освоим… А связано все это в единую систему? Скажут – свяжем!

Вот и сказали. На законодательном уровне.

Сначала был указ. Интеллектуальное и технологическое развитие экономики и социальной сферы нашей страны прописано в Указе Президента «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы» и в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Приводить в газетной статье выдержки из документов – дело неблагодарное. Однако без этого не обойтись. Ведь цели транспортной отрасли изложены в государственных программах. Они таковы: обеспечение устойчивой мобильности и удовлетворение потребности экономики в конкурентоспособных и эффективных транспортных услугах («Транспортный комплекс»); улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования на основе роста привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру для удовлетворения потребностей экономики и общества в транспортных связях («Дороги Беларуси»).

Если говорить о реализации данных программ, то неотъемлемой частью процесса являются научно-исследовательские работы, одной из которых, как уже было упомянуто, занимается коллектив РУП «Белдорсвязь». Сейчас он активно мониторит ситуацию. Более детально об этом мы беседуем с экспертом в области цифровой трансформации бизнеса – начальником управления перспективного развития предприятия Станиславом Клибашевым.

– Министерство транспорта и коммуникаций инициировало научно-­исследовательскую работу «Проведение анализа уровня информатизации организаций системы Минтранса и разработка предложений по цифровой трансформации их типовых процессов». Координатором в вопросах цифровизации назначено РУП «Белдор­связь». Учитывая объемность этого дела, с чего начали?

– Сперва была определена основная проблема, препятствующая цифровизации транспортной отрасли, – отсутствие единых подходов. Ее решение позволит не только применить удачные практики отдельных предприятий, внедрив единые отраслевые системы, но и создать предпосылки для выполнения плановых значений показателей уровня цифрового развития, которые будут установлены Совмином для каждого органа госуправления. Проект Постановления Совета Министров «О показателях уровня цифрового развития отраслей экономики и административно-­территориальных единиц» сейчас находится на согласовании в госорганах.

Что касается отправной точки в нашей работе, то это – проведенный анализ существующих информационных ресурсов и систем, внедренных на различных уровнях транспортного комплекса. Изучив вопрос, пришли к пониманию, в каком направлении следует двигаться.

– То есть главная цель вашего исследования – разработка предложений по цифровой трансформации типовых и отраслевых процессов, внедрение которых позволит в том числе улучшить взаимодействие министерства с подведомственными организациями?

– Не только. В рамках НИР планируется выполнить оценку уровня информатизации предприятий системы Минтранса, подотраслей, отрасли в целом. Что даст возможность определить организации, в которых цифровизации уделяют должное внимание. А зная экономическую составляющую предприятий, можно понять, насколько эффективно применяются информационные технологии.

– Звучит заманчиво. Думаю, стоит подробнее рассказать, что это даст организациям. Как говорится, что они с этого будут иметь?

– Главное преимущество цифровизации – оптимизация ресурсов и повышение производительности труда, поскольку сокращается время, затраченное на технологический процесс или выпуск нового продукта. Многие предприятия нуждаются в обработке большого количества данных. Их сотрудники не только выполняют определенные действия, но и взаимодействуют между собой. Цифровой подход увеличивает скорость принятия решений и вариативность процессов в зависимости от пожеланий потребителей. Соответственно происходит повышение производительности труда и качества готовой продукции, услуг, что, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли и общей рыночной стоимости предприятия.

– Определено, что для цифровой трансформации целесообразно сначала провести интеграцию всех производственных процессов, начиная от разработки продукта и заканчивая логистикой. Это дело, видимо, небыстрое…

– Да, требуются силы и время. И средства. Ведь объединение процессов должно происходить на соответствующем программно-­аппаратном обеспечении, когда все данные об операционных процессах, их эффективности и планировании доступны в режиме реального времени в сети предприятия.

Для исключения рисков и сбоев в работе нужно располагать точными данными о мощности и возможностях организации, чтобы правильно оптимизировать производственные процессы. Впоследствии количество задач может увеличиться, но важно оценить положительный результат на первых этапах.

– Кстати, об автоматизации бизнес­-процессов. Ее называют одним из условий трансформации…

– Такое понятие, как автоматизация бизнес-­процессов, неразрывно связано с цифровизацией. Это комплекс мероприятий, направленных на избавление сотрудников от рутинных, многократно повторяющихся операций: выставления счетов, приема заказов, отгрузки товаров и других. С помощью современных программно­-аппаратных средств доступно автоматическое их выполнение, что высвобождает время сотрудников и позволяет им заниматься более сложной, творческой работой.

– Результатом работы РУП «Белдорсвязь» должна стать разработка проекта предложений по созданию цифровой информационной системы Минтранса. Как я понимаю, сейчас идет углубленное изучение ситуации непосредственно в организациях?

– Мы проводим оценку уровня информатизации предприятий системы Минтранса плюс анализируем типовые бизнес­-процессы, а также изучаем существующие проблемы и варианты их решения посредством внедрения цифровых информационных средств. Просматриваем степень автоматизации бизнес-­процессов, используемые внутренние и внешние информационные ресурсы, программное обес­печение и базы данных. При этом выделяем ту часть процессов, которая требует совершенствования в сфере цифровизации. Особый интерес для нас представляет взаимодействие субъектов транспортного комплекса. Кстати, в рамках исследования также необходимо изучить мировой и республиканский опыт создания ведомственных цифровых платформ, примеры интеграции информационных систем и ресурсов.

– Предполагается, что в ходе научно-исследовательской работы будут выявлены наиболее успешные варианты автоматизации дея­тельности организаций, которые могут масштабироваться в отрасли в целом. Как практически происходит процесс «выведения на свет» лучшего опыта?

– Путем приложения немалых усилий… В процессе исследования наши специалисты используют все доступные каналы коммуникации с респондентами, в том числе видеоконференцсвязь.

Для сбора информации разработаны унифицированные формы опроса, проводится интервьюирование, организуются встречи для ознакомления с работой информационных систем отраслевых организаций. Накапливаемый материал представляет объемную базу данных, с которой работаем по принципу распределенного реестра, то есть у всех ответственных лиц есть доступ и возможность вносить предложения и изменения.

Мы нацелены на детальный анализ существующей ситуации, плотное взаимодействие с работниками транспортной отрасли, стимулирование совместной интеллектуальной деятельности.

– Как специалист, не первый день работающий в данной сфере, скажите, что делать с нашим отнюдь не цифровым пока что мышлением? Оно ведь тормозит дело…

– Да, это фактор торможения. Сегодня реализовать цифровизацию возможно практически во всех сферах деятельности, в том числе на предприятиях транспорта и дорожного хозяйства.

Для этого необходимо изменение подходов топ-­менеджмента с привычного на цифровое, очень важен этап разработки стратегии. Руководству компании нужно четко понимать, какую выгоду даст такой процесс перехода. И в то же время помнить: цифровизация – это длительная работа, требующая серь­езного и основательного подхода, потому при ее выполнении надо руководствоваться заблаговременно разработанной стратегией.

Необходимость изменений должно осознавать не только руководство, но и рядовой персонал компании. Сотрудников нужно мотивировать – рассказать им о том, как цифровая трансформация поможет привлечь новых клиентов и повысить эффективность фирмы, объяснить, какую выгоду это даст самим работникам. Лишь в таком случае люди будут охотно использовать все инструменты, появляющиеся в их распоряжении при внедрении цифровых технологий.

Поверьте, все это реально. И дает хорошие результаты. Надеюсь, что сотрудничество с нами принесет организациям немалую пользу, но должно быть активное взаимодействие. Специалисты РУП «Белдор­связь» рассчитывают на это.

Мировой опыт цифровизации транспортной отрасли указывает на тенденцию интенсивного внедрения платформенных решений и развитие интеллектуальных транспортных систем. Такие решения способствуют оптимизации информационного взаимодействия между субъектами хозяйствования, переводят деятельность в цифровой формат, а также обеспечивают регулятора полной и достоверной информацией для принятия стратегических решений.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ

Процессы становятся гибче. При переводе организации на «цифровые рельсы» происходит именно так. За счет глубокого проникновения технологий предприятие получает возможность практически мгновенно адаптироваться к меняющимся внешним условиям – потребностям клиентов, активности конкурентов, экономической политике государства и прочее.

Открываются пути к быстрому росту. Современные программные решения позволяют автоматизировать бизнес-процессы, избавить сотрудников от рутины и значительно повысить производительность труда. Облачные технологии дают возможность совместной работы, в том числе в удаленном режиме.

Развиваются отношения с клиентами. Источник прибыли любой коммерческой компании – ее клиенты, поэтому отношениям с ними нужно уделять самое пристальное внимание. Цифровая трансформация лучше, чем что-либо другое, позволяет решить эту задачу. Она дает возможность эффективно использовать несколько каналов связи, интегрируя их в единую систему (омниканальность), открывает доступ к интеллектуальным технологиям анализа потребительских предпочтений, помогает персонализировать общение с каждым.

Положительное влияние на отношения с партнерами. Цифровая трансформация позволяет находить поставщиков, посредников, других контрагентов в любой точке планеты, эффективно выстраивать товарно-денежные цепочки, вести прибыльную внешнеэкономическую деятельность. Репутация современной компании, которую создают цифровые технологии, повышает лояльность потенциальных партнеров и упрощает выстраивание отношений с ними.

Цифровизация, или, как ее еще называют, цифровая трансформация, – это глубокое внедрение в бизнес-процессы современных информационных технологий, позволяющих вывести организацию на следующий уровень развития. Речь идет не только и не столько об установке дополнительного оборудования и программного обеспечения, сколько о фундаментальной перестройке всех протекающих на предприятии процессов. Цифровизация меняет подходы к управлению, развивает дополнительные способы коммуникации (как внутри организации, так и с внешним миром), формирует новую корпоративную культуру. Результатом становится повышение конкурентоспособности компании и заметное увеличение ее эффективности.

Татьяна ВИКТОРОВА