ЗАСО «ТАСК»

ВЗЯЛИСЬ – И СДЕЛАЛИ

3 мая, 2023

Использование камер фотофиксации для контроля за прохождением техосмотра – вынужденный и давно назревавший шаг, но это лишь вершина айсберга. Чтобы они стали действительно эффективным инструментом обеспечения безопасности движения, была проделана огромная работа, в основе которой – автоматизация многих административных процедур, формирование каналов коммуникаций и баз данных. Это – тот случай, когда принятое решение было реализовано в разумные сроки. Об автоматизации системы технического осмотра транспортных средств мы беседуем с директором УП «Белтехосмотр» Юрием Ленчевским, который стоял непосредственно у руля всего процесса.

Об автоматизации контроля на дорогах автомобилисты знают не понаслышке – камеры фотофиксации нарушений скоростного режима работают в Беларуси давно. И долгое время они были единственным воплощением этой самой автоматизации. Штрафы по-прежнему приходили в обычные почтовые ящики в виде «писем счастья», а прохождение технического осмотра оставалось беготней с бумажками, как и большая часть других административных процедур. Но в прошлом году в полной мере заработала система фотофиксации такого нарушения, как «Отсутствие разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении», проще говоря, проверка на прохождение техосмотра. Разумеется, нововведение не обрадовало отдельных автовладельцев. Тем не менее в текущих реалиях, когда, по оценочным данным УП «Белтехосмотр», всего треть машин на дорогах имеет действующее разрешение на допуск, назвать такую меру излишней нельзя. Хотя бы потому, что в общем количестве проходящих процедуру техосмотра транспортных средств около 20% отправляется на ремонт из-за неисправностей тормозной системы. И нет причин считать, что среди «уклонистов» этот важный аспект безопасности лучше. Скорее даже наоборот.

На момент вступления нашего собеседника в должность руководителя предприятия процедура получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении предусматривала непосредственный осмотр транспортного средства на диагностической станции с оформлением всевозможных бумаг. И если для автомобилиста на этом процесс заканчивался, то «внутренние шестеренки» системы еще даже не начинали двигаться. Документы ложились в папку к инженеру ДС, и раз в месяц накопившееся он направлял в управление головного предприятия. Там другой штатный сотрудник вручную вносил полученную от каждого из двухсот инженеров информацию в базу, прямого полноценного доступа к которой посредством автоматизированного рабочего места (АРМ) не было. В целом обновление сведений занимало 30–50 дней.

Очевидно, что такое положение дел не отвечало велениям времени ни по удобству, ни по оперативности, ни по защищенности персональных данных. Но и изменить ситуацию за один день было невозможно. Поэтому Юрию Ленчевскому пришлось организовывать крупный проект по перестройке всей схемы деятельности.

Задача была поставлена амбициозная: объединить в единую информационную сеть диагностические станции по всей стране с привязкой к базе данных, работать с которой они могли бы в режиме реального времени, а доступ имели также службы ГАИ и сами автомобилисты. И это при полном отсутствии какой-­либо основы, поскольку на то время в «Белтехосмотре» не было даже структурного подразделения для начала осуществления намеченного.

Образовали отдельное управление. В штате появились разработчики, специалисты по базам данных, системные администраторы, тестировщики. Их усилиями в первую очередь была создана автоматическая информационная система (АИС) «Белтехосмотр», включающая базу данных и АРМ диагностических станций. АИС разместили на сервере УП «Белтехосмотр», а на всех ДС – как ведомственных, так и сторонних – на персональные компьютеры инженеров установили АРМ с онлайн­-доступом к базе через Интернет. Обеспечение защиты информации и пользовательских данных было реализовано в соответствии с требованиями государственных стандартов, что полностью исключило любые утечки или подмену сведений на всех этапах: от внесения их инженером на станции до хранения на сервере.

Таким образом были решены первые важные составляющие – оперативность и безопасность. Дальнейшее развитие система получила уже в плане удобства использования. Доступ к базе организовали для всех заинтересованных госслужб и владельцев транспорта. Например, сотрудники ГАИ получили возможность проверять информацию о прохождении техосмотра непосредственно на дороге. Физические и юридические лица, зарегистрировав личный кабинет на сайте www.gto.by, могут в удобное для себя время записаться на станцию и уточнить сведения об актуальности выданных разрешений на участие в дорожном движении.

И только после обкатки и оптимизации система доросла до того уровня, чтобы стать основой использования камер фотофиксации в качестве средства проверки наличия техосмотра. Но основа – это еще не все. Она – лишь часть комплексной программы, над которой сейчас совместно трудятся УП «Белтехосмотр», ГАИ и СЗАО «Безопасные дороги».

Разработка и внедрение новых схем взаимодействия заняли более трех лет. За это время управление информационных систем и технологий «Белтехосмотра» выросло в крупное и активно развивающееся подразделение. Налажено электронное взаимодействие с другими госорганами и, что еще важнее, с автовладельцами. Подготовлена необходимая техническая база для полного исключения бумажного формата и перевода документооборота в электронный вид. Теперь ведется целенаправленная работа по совершенствованию и развитию внедренной системы. Так, недавно для улучшения защиты АИС «Белтехосмотр» и доступа к ней серверная часть была перенесена в «облако» одного из центров обработки данных Минска. Это позволило существенно увеличить пропускную мощность. Постоянно совершенствуется личный кабинет пользователя. В настоящее время там могут регистрироваться напрямую физические и юридические лица, а также владельцы станций технического обслуживания.

Безусловно, без закрепления всех новшеств в нормативных актах и законах их претворение в жизнь невозможно. И в этом направлении есть прогресс. В соответствии с КоАП Республики Беларусь преду­смотрена возможность выявлять участие в дорожном движении транспортных средств без техосмотра посредством стационарных и мобильных камер фото­ и видеофиксации. На текущий год запланировано рассмотрение вопроса полного исключения выдачи бумажных документов о прохождении процедуры. Соответствующий запрос «Белтехосмотр» направил в профильное ведомство.

Конечно, рано говорить, что все прекрасно и дело сделано. Предстоит еще выполнить множество задач. Прежде всего, это – дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с современными реалиями. Кроме того, необходимо решение технической стороны вопроса: не все камеры фотофиксации нарушений скоростного режима способны взаи­модействовать с базой АИС «Белтехосмотр» и в режиме реального времени выявлять автомобили, не имеющие разрешения на допуск к участию в движении. Процесс закупки нового оборудования актуален сейчас, а с учетом развития дорожной сети страны будет важен и в будущем. Большие перспективы видятся в подключении АИС «Белтехосмотр» к разрабатываемой Национальным центром электронных услуг системе «Электронное правительство».

Сегодня можно констатировать, что созданная в УП «Белтехосмотр» АИС является наглядным примером и подтверждением того, как цифровая трансформация проводится не на словах, а на деле. Особенно по такому важному аспекту, как обес­печение безопасности движения.

Александр МИХАЙЛОВ, «ТВ»