ЗАСО «ТАСК»

ВАХТЫ В ВЕСЕЛОВО

4 января, 2023

На строящемся мосту через Березину в Борисовском районе мы в первый раз побывали весной. Тогда объект у деревни Веселово только обретал будущие очертания. Осуществлялся монтаж балок на установленные опоры. Второе посещение состоялось недавно, вьюжным зимним днем. Парящее над рекой сооружение, фактически построенное, предстало во всей своей красе. А самое главное, что по нему уже открыто транзитное движение.

Команда МСУ № 6 на объекте
Мастер Кирилл Правада, прораб Андрей Сушко, главный инженер Евгений Жеметро, старший мастер Олег Цвирко

История моста на км 29 автомобильной дороги Р­-63 Борисов – Вилейка – Ошмяны, наверное, такая же, как и многих других. Год постройки – 1963­-й. В мае 2018-­го по результатам проведенного государственным предприятием «БелдорНИИ» обследования выявлен ряд дефектов конструкций, влияющих на грузоподъемность, несущую способность, безопасность движения транспорта и пешеходов. Иными словами, объект нуждался в полном переустройстве. Проектная организация – Белгипродор – приняла в такой ситуации, пожалуй, единственно верное решение: о возведении с верховой стороны нового моста и последующем демонтаже старого.

Заказчиком выступило РУП «Минскавтодор­Центр», генподрядчиком – ОАО «Мостострой» в лице МСУ № 6. На субподряде задействовано ДСУ № 64 ОАО «СМТ № 8».

– Работы осуществляются в срок и без задержек, – информирует главный инженер МСУ № 6 Евгений Жеметро. – Все, что было необходимо для пуска транзитного движения, сделано. Конструкции и моста, и дорожных одежд готовы. Осталось выполнить укрепление конусов.

На объекте Евгений Вячеславович едва ли не каждый день. Отмечает, что в последнее время заметно увеличился поток грузового транспорта. В сторону Борисова едут тяжелые лесовозы, самосвалы с песком, которые раньше следовали в объезд. Конструкциям нового моста повышенная нагрузка не страшна.

Помимо всего прочего, сооружение очень красивое и современное. Его отличительной особенностью, по словам Евгения Жеметро, является металлический пролет в форме арки с вантовой системой. Такая конструкция изготавливалась на российском заводе «Курганстальмост», сборка производилась непосредственно на месте.

– Когда согласно проекту объект будет окрашен в три цвета, он приобретет еще более респектабельный вид, – уверяет Евгений Вячеславович. Реализовывать сложные задачи главному инженеру МСУ нравится: – Чем более затейливый проект, тем интереснее строить. Какое удовлетворение можно получить от установки унылых балок и стоек, ровных и перпендикулярных? А когда ты создаешь что-­то красивое, необычное, то всегда испытываешь от этого прилив энергии и душевный подъем. Строители – профессия созидательная!

Осталась довольна тем, как на практике реализованы идеи проектировщиков Белгипродора, и главный инженер проекта Антонина Шевчук. На объекте она тоже частый гость.

Первостепенная текущая задача – демонтаж старого моста.

– Разобрать сооружение, конечно, проще, чем построить. Но и здесь есть свои нюансы, – поясняет Евгений Жеметро. – Все делается, скажем так, в обратной последовательности. Если при строительстве завершающими этапами были установка ограждения и устройство дорожных покрытий, то разборка начинается с фрезерования дорожного покрытия и демонтажа ограждений.

Все, что составляло конструкции старого моста (лом бетона, железобетона, металла), отправляется на утилизацию или вторичную переработку. Эти моменты заблаговременно оговариваются в строительном проекте.

Еще один важный этап предстоящей работы – устройство слоев дорожной одежды на подходах к новому мосту в соответствии с его шириной. Нынче объект хоть и открыт для транспорта, но на подъездах к нему дорога сужается. О временном ограничении водителей предупреждают соответствующие знаки.

Выполнить фрезерование покрытия на существующей трассе стало возможным только после сброса движения со старого моста на новый. В ближайшее время специалисты ДСУ № 64 займутся отсыпкой дорожной одежды, а с наступлением благоприятного периода будет произведено и асфальтирование всех участков. Исходя из перспективной интенсивности движения транспорта на этом отрезке трассы, подходы запроектированы по нормам III категории. Пока здесь ежесуточно проезжает около 1330 автомобилей.

Работы ведутся вахтовым методом. На смене с учетом механизаторов задействованы около 45 работников МСУ и 20 субподрядчиков из СМТ № 8. И если в летний период на таких стройках устанавливается 12-­часовой рабочий день, а в случае производственной необходимости может быть организована ночная смена, то зимой график меняется. Рабочий день сокращается до 9–10 часов.

– В дождь, снег, слякоть, мороз строительство не останавливается, – заверяет представитель генподрядчика. – Но людей, конечно, стараемся беречь. В течение дня выделяется время для обогрева. Непосредственно на объекте для этого установлены теплые бытовки.

И все же на период праздников стройплощадка опустела. Оставались лишь сторожа, которые охраняли городок мостовиков и сам объект. Вахтовики разъехались по домам – встречать Новый год в кругу семьи.

– Люди должны отдохнуть, – уверен Евгений Вячеславович. – Они это заслужили…

Новый мост отличается от старого не только современным внешним видом, но и характеристиками. Его протяженность – 167,16 метра, в то время как длина старого составляла 298,5 метра. Много опор было установлено в пойме реки, где вода появляется только в период паводка. Проектировщики сочли такое количество излишним. В конструкции нового сооружения – всего пять пролетов: три железобетонных по 33 метра, металлический арочный длиной 45,8 метра, который располагается непосредственно над руслом реки и перекрывает расстояние между опорами на противоположных берегах, и железобетонный протяженностью 24 метра. Установка дополнительных опор в русле реки не понадобилась.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»