ЗАСО «ТАСК»

Сохранить транзит, привлечь объемы

8 марта, 2023

В докладе министра, сделанном на заседании коллегии, были подняты самые актуальные темы. Спикеры развили их в своих выступлениях. Так, о формировании оптимальных логистических схем с задействованием всех видов транспорта для осуществления бесперебойного вывоза экспортной продукции доложил первый заместитель руководителя ведомства Алексей Ляхнович. Повышению эффективности управления и контроля в сфере внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров было посвящено выступление заместителя министра Сергея Дубины. Начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов проинформировал о предпринимаемых на магистрали мерах по увеличению объемов грузовой работы. О деятельности организаций международного автомобильного транспорта по доставке внешнеторговых грузов в условиях новых логистических решений рассказал председатель правления Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой.

Перед заседанием коллегии глава министерства встретился с представителями республиканских СМИ и ответил на вопросы относительно текущего положения дел и перспектив развития различных секторов транспортного комплекса.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. В прошлом году, по словам министра, около 30% транзитных грузов из­за введенных Евросоюзом санкционных ограничений выпало из железнодорожных перевозок. Это достаточно большие объемы, которые массово шли через нашу страну, например, каменный уголь, и один из основных источников доходности БелЖД.

– Первоочередная задача сегодня – обеспечить вывоз белорусских экспортных грузов, – подчеркнул Алексей Авраменко. – Сейчас мы перестраиваем схему работы БелЖД. Необходимо сохранить имеющийся транзит, а также привлечь дополнительные объемы, условно говоря, казахстанских, узбекских, таджикских грузов, которые в настоящее время могут беспрепятственно перево­зиться в направлении Европейского союза.

Отдельный блок вопросов – контейнерные перевозки. Достаточно большой поток грузов сегодня следует в сообщении Европа – Китай – Европа.

– В КНР из Беларуси в 2022 году отправлена практически 1000 контейнерных поездов. Объем экспортной продукции в Поднебесную мы увеличили в 5 раз. Это – то направление, которым активно занимаемся с нашими китайскими партнерами, чтобы обеспечить бесперебойный транзит грузов, – отметил министр. – Но вопросы, конечно, есть. Вы видите, что происходит сегодня на границе в отношении автомобильных перевозчиков. Литва недавно закрыла один из железнодорожных пунктов пропуска. Ситуация непростая. Мы отслеживаем, как дальше будут развиваться события. Все ограничения на границе, безусловно, отражаются на работе транспорта, который не может функционировать в замкнутом контуре. Поэтому теперь приходится перестраивать логистические потоки и цепочки. Это масштабная работа по трансформации транспортной отрасли.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. В связи с закрытием рынка Евросоюза для белорусских и российских перевозчиков Минтранс выработал решения в части перегрузки и перецепки. Соответствующее постановление принято правительством.

– Сделано это было с целью обеспечения объема работ для белорусских и российских перевозчиков, благодаря чему большого падения по грузообороту удалось избежать, – прокомментировал Алексей Авраменко. – В данной ситуации остается восточный вектор. Но мы четко понимаем, что на внешнем контуре Союзного государства и других стран есть проблемы в части развития пунктов пропуска, то, чем мы занимались в прежние годы со странами ЕС. Нам надо активнее действовать в кооперации со всеми транзитными государствами, чтобы обеспечивать пропускную способность пунктов пропуска на азербай­джанском, грузинском, казахстанском направлениях. Иначе добиться результата будет очень проблематично. Я думаю, все страны заинтересованы в увеличении транзита через их территории.

В прошлом году Беларусь получила от китайской стороны 1000 автомобильных разрешений. Международные автоперевозчики начали осуществлять доставки грузов, но столкнулись с трудностями на казахстанско-­китайской границе. Помимо низкой пропускной способности, влияли также ковидные ограничения, которые в Китае были очень жесткими. Когда их сняли, ситуация стала заметно улучшаться.

Сейчас у Минтранса есть наметки по введению безразрешительной системы с четырьмя странами. Алексей Авраменко выразил уверенность, что в ближайшее время соглашения будут подписаны:

– Мы провели переговоры с Ираном, с которым развиваем сотрудничество в транспортной сфере. В высокой степени готовности к подписанию – документ, устанавливающий безразрешительный порядок международных автомобильных перевозок грузов. Это позволит выстраивать новые схемы доставок в сообщении Беларусь – Иран.

Что касается Российской Федерации, то в рамках союзной транспортной программы остались нереализованными два соглашения – о поэтапном переходе на безразрешительную систему автоперевозок грузов и по авиационным тарифам (они должны быть выравнены). Поставлена задача подписать эти соглашения уже в текущем году.

Глава транспортного ведомства также заметил, что если убывает в одном месте, то прибывает в другом.

– Да, где­-то удлинилось плечо, перевозка стала дороже, но, с другой стороны, товар идет и есть что перевозить. Надо просто пройти через этот процесс трансформации, закрепиться и выстроить логистические цепочки и инфраструктуру.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Минтранс рассматривает перспективы возведения белорусского терминала или порта в Мурманской области. Недавно порт Мурманск посетила делегация министерства. Нашей стране предложены три площадки для строительства.

– В прошлом году мы переваливали белорусские экспортные грузы через 20 российских портов. Поэтому для нас свой порт и терминал – это стратегический вопрос, – прокомментировал Алексей Авраменко. – Реализация проекта позволит закрепить и стабилизировать логистические потоки, которые сегодня идут через Российскую Федерацию. В настоящее время вопрос изучается совместно с другими заинтересованными: какая территория лучше с точки зрения инфраструктуры, какие грузы там можно переваливать.

Решение о целесообразности строительства порта в Мурманской области будет принято в этом году.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ. Министр транспорта и коммуникаций поделился планами по обновлению отечественного авиационного парка:

– Есть определенные проработки с Российской Федерацией по обновлению флота воздушных судов. Речь – о самолетах Sukhoi Superjet New и МС­21. Имеются предварительные договоренности, но выходить на более конкретный результат будем, когда реально появится МС­21.

ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Для поддержания эксплуатационного состояния сети в 2023 году планируется привести в порядок около 1000 км республиканских и порядка 1500 км местных дорог. Основные объекты, которые затронет реконструкция, – Р­46 Лепель – Полоцк – граница РФ (Юховичи), М­3 Минск – Витебск, Р­53 Слобода – Новосады (участок Минск – Жодино).

Решен также вопрос с финансированием реконструкции мостовых сооружений.

– У нас был контракт с ЕБРР на реконструкцию 11 крупных мостов, – проинформировал глава транспортного ведомства. – Средства европейского банка мы заместили бюджетными. И в 2022 году работы продолжились. Все проекты будут реализованы в полном объеме. Некоторые из сооружений уже введены в эксплуатацию, а к концу года практически по всем будет открыто движение.

Остановился министр и на ключевых направлениях, на которые в 2023 году будет нацелена работа транспортного комплекса в целом. Это – вопросы финансовой устойчивости организаций авиационного сектора, водного транспорта, где необходимо обеспечить стабильную деятельность и выполнение показателей по грузообороту и экспорту транспортных услуг.

Мы будем продолжать работу по совершенствованию логистических цепочек по доставке белорусских экспортных грузов, начатую в 2022 году, в первую очередь, в рамках подписанных соглашений с Российской Федерацией. Главная задача здесь – минимизировать транспортные расходы и усовершенствовать логистику грузопотоков, резюмировал Алексей Авраменко.

Приоритетные задачи на 2023 год:

• совершенствование логистических цепочек с задействованием всех видов транспорта для осуществления бесперебойного вывоза экспортной продукции;

• обеспечение роста экспорта транспортных услуг, инвестиций, а также снижение затрат и развитие импортозамещения;

• повышение эффективности управления и контроля в сфере внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров;

• обеспечение финансовой устойчивости предприятий и выполнение доведенных показателей, поиск новых направлений работы и рынков сбыта;

• реализация инфраструктурных проектов во всех сферах транспорта и дорожном хозяйстве;

• активизация работы по межгосударственным соглашениям в области автомобильного и воздушного транспорта.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»