ЗАСО «ТАСК»

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

6 июля, 2022

О специфике деятельности республиканского унитарного предприятия по техническому надзору и классификации судов «Белорусская инспекция Регистра» – интервью с его директором Михаилом Рубаном.

Почти 800 судов внутреннего водного транспорта находится сегодня на балансе предприятий Беларуси. Государственный надзор за их техническим состоянием осуществляет «Белорусская инспекция Регистра», обеспечивая готовность флота к эксплуатации и гарантируя безопасность плавания.

– Михаил Анатольевич, по сути, инспекция выполняет роль «Белтех­осмотра», только в сфере водного транспорта.

– Можно сказать и так. Предприятие осуществляет технический надзор за проектированием, строительством, ремонтом, модернизацией, переоборудованием судов, изготовлением материалов и изделий для судостроения и судоремонта. Проводимые освидетельствования являются гарантом обеспечения безопасности эксплуатируемых плавсредств, их экипажей, пассажиров, сохранности перевозимых грузов.

– Каковы требования к судовладельцам и их транспорту?

– Владелец раз в пять лет обязан предъявить судно к очередному осви­детельствованию с подъемом на слип или берег для осмотра подводной части и проведения замеров остаточных толщин обшивки. При этом выполняется дефектация механизмов, электрооборудования. В случае необходимости осуществляется ремонт. К примеру, если фактические средние остаточные толщины корпуса меньше допустимых, то для продления срока эксплуатации потребуются замена бортовой и днищевой обшивки, ремонт других элементов.

Затем проводится классификационное освидетельствование судна. Владелец представляет инспекции документы, подтверждающие объем и качество выполненных работ, результаты измерений параметров, а также акты об испытаниях элементов, сертификаты на замененные детали. По результатам мы выдаем новое классификационное свидетельство на пятилетний период с ежегодным подтверждением класса при освидетельствовании уже на плаву.

Суда, не имеющие действующих документов Регистра, к эксплуатации не допускаются.

– Каков в настоящее время эксплуатационный ресурс имеющихся судов?

– Происходит интенсивное старение речного флота. Средний возраст транспортных судов внутреннего плавания – 35 лет. Нормативный срок службы многих из них выработан, а часть на длительные периоды выведена из эксплуатации и, следовательно, из­-под надзора инспекции Регистра.

Должно быть четкое понимание: поддержание востребованной части флота в годном техническом состоя­нии возможно только за счет ремонтно­-восстановительных мер. В ситуации, когда строительство новых судов не ведется, целесообразно развернуть работу по модернизации находящихся на плаву. Она предполагает совершенствование и замену элементов, позволяющих увеличить срок эксплуатации, обес­печить охра­ну окружающей среды, улучшить условия работы экипажа.

В этой связи хочется привести в пример РУЭСП «Днепробугводпуть». Ответственное отношение руководства, профессионализм и квалификация специалистов, принятие грамотных технических решений позволяют сохранять эксплуатационный ресурс находящихся на его балансе судов. Они предъявляются к техническому освидетельствованию в установленные сроки. Свое­временно осуществляются подъем на берег, дефектация элементов. Петриковским ремонтно­-эксплуа­тационным участком, филиалом «Витебскводтранс» выполняются высококачественный ремонт и модернизация не только собственных судов, но также плавсредств предприятий и организаций близлежащих регионов.

– Сколько технических освидетельствований поднадзорных судов проводится инспекцией ежегодно?

– Около одной тысячи. Кроме того, осуществляется технический надзор за средним ремонтом порядка 30 судов, рассматривается и согласовывается около 10 проектов конструкторско-­технической документации. За январь – май инспекцией выполнено 486 технических освидетельствований, проведен технадзор за модернизацией и ремонтом 17 судов. В настоящее время на классификационном учете находится 420 плавсредств.

В последние годы инспекцией осуществлялся технический надзор за проектированием и строительством круизного пассажирского теплохода «Белая Русь», пассажирских – «Могилев», «Северная столица», «Витебск», буксирного – «Николай Чалый», несамоходной плавучей гостиницы «Полесье». Добавим в этот список паромную переправу на объекте «Мост через р. Припять на автодороге Р­88 Житковичи – Давид-­Городок – граница Украины (Верхний Теребежов)», современный нефтеналивной комплекс для перевозки нефтепродуктов, модернизируемый с целью транспортировки нефтеналивных барж, причальные понтоны и земснаряды.

– Белорусская инспекция Регистра имеет статус наблюдателя в Международной ассоциации органов технического надзора и классификации. Какова ее функция?

– Мы участвуем в заседаниях совета Международной ассоциации органов технического надзора и классификации (ОТНК). Она задействована в принятии решений по совершенствованию международной системы технических требований для судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания, направленной на повышение технической безопасности судов. Это позволяет расширять научно-­техническое сотрудничество с классификационными организациями – членами ОТНК и поднимает престиж Республики Беларусь на международном уровне.

– Надзор за техническим состоянием белорусского флота осуществляется всего несколькими специа­листами инспекции. Как справляетесь с таким объемом?

– Да, в штате – шесть человек. Взаимодействие работников инспекции, формировавшееся годами, не имеет лишних звеньев, а следовательно, структура жизнеспособна и адаптирована к любым изменениям ситуации. Профессионализм специалистов при сотрудничестве с судовладельцами позволяет обеспечивать на высоком, безаварийном, уровне стандарт безопасности находящихся в эксплуатации речных судов.

Большой вклад в развитие водного транспорта внесли бывшие работники инспекции. На современном этапе неоценим опыт и знания старших инженеров-­инспекторов Вяче­слава Германовича, Александра Стасюкевича, Александра Сердюкова, инженера-­инспектора Аллы Рыжко.

За свою профессиональную компетентность и вклад в сохранение и развитие речного флота работники инспекции неоднократно награждались почетными грамотами и знаками «Ганаровы транспартнiк».