ЗАСО «ТАСК»

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ МКАД

6 июля, 2022

В ноябре 2002 года после масштабной реконструкции, проведенной в рекордно короткие сроки, открылось движение по Минской кольцевой автомобильной дороге. Несмотря на напряженность работы и большую ответственность, это событие строители и дорожники вспоминают с ностальгией. Ведь именно тогда МКАД превратилась в лучшую магистраль страны.

Из выступления Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко во время торжественного открытия МКАД:

Строительство Минской кольцевой автодороги в сжатые сроки и при высоком качестве работ – это настоящая победа. То, что первоначально планировалось построить за 5 лет, мы фактически создали за полтора года. Что самое отрадное: дорога полностью соответствует европейским стандартам. Практика концентрации сил строителей и технических средств, финансовых ресурсов себя оправдала. МКАД должна стать своеобразной визитной карточкой столицы нашего государства.

Всего в реконструкции Минской кольцевой автодороги было задействовано 20 предприятий дорожной отрасли из всех регионов страны. Ежедневно там трудилось в две-три смены более 3 тыс. человек. В отдельные периоды на МКАД находилось до 5 тыс. рабочих.

В ГП «Белгипродор» прошел семинар, на котором ветераны и представители предприятия спустя два десятилетия оценили масштабную стройку кольцевой и тот вклад, который она внесла в развитие хозяйства. По мнению председателя РООВДХ Тадеуша Павловского, идея провести мероприятие на базе ведущей организации дорожной сферы республики вполне логична:

– На «Белгипродор» легла колоссальная ответственность, и предприятие успешно справилось с поставленной руководством страны задачей по срокам строительства такого важного объекта. Сегодня мы можем обсудить и проанализировать решения и новации, которые были приняты в начале нулевых.

Прошлое и настоящее. Большое Стиклево

Строительство Минской кольцевой началось в 1956 году, завершилось в 1963-­м. Дорога соответствовала третьей технической категории. Со временем, естественно, потребовалась ее реконструкция. Первые такие работы начали в 1980-­е, однако в конце 1990­-х стало очевидно, что МКАД не справляется с возросшей транспортной нагрузкой. Интенсивность движения достигла 16–18 тыс. автомобилей в сутки. Потребовались кардинальные решения.

Разработка проектной документации на реконструкцию отдельных участков была начата «Белгипродором» в 1998 году. Но существенно активизировалась деятельность с ян­варя 2000-­го, после принятия Постановления Совета Министров № 26 «О мерах по развитию кольцевой дороги вокруг Минска в 2000–2005 годах». Созданный республиканский штаб по координации строительных работ возглавил председатель тогда еще Комитета по автомобильным дорогам Минтранса Александр Минин.

Задачи предстояло решать масштабные.

– Нужно было довести проезжую часть до шести полос движения, убрать светофоры, пересечения, левые повороты, пешеходные переходы в одном уровне, установить по всей дороге барьерные ограждения, противоослепляющие и шумозащитные конструкции, устроить наружное освещение, – пояснил во время семинара главный специа­лист «Белгипродора» Николай Кречетников. – Сложностей добавляло то, что МКАД предстояло обеспечить транзитное сообщение в обход столицы, а для этого ее параметры должны соответствовать расчетной скорости движения до 120 км/ч. Заказчиком реконструкции выступало РУП «Магистральавтодор».

Николай Кречетников особо подчеркнул, что в те годы решение о реконструкции дороги по параметрам первой категории с шестью полосами движения было кардинальным.

Существенная и порой определяющая роль при организации строительных работ принадлежала Александру Минину – его позиция по некоторым вопросам являлась жесткой. К примеру, по расчетам перспективной интенсивности движения на участке от проспекта Победителей (км 40) до М­-3 (км 52) можно было проложить четыре полосы. Это позволило бы сэкономить средства, ускорить сроки сдачи объекта. Но Александр Васильевич принял принципиальное решение строить именно шесть полос. И сегодня очевидно, что данный подход оправдан.

Работы были рассчитаны на пять лет – до 2005 года. Однако в августе 2001-­го в связи с особой значимостью объекта Президент подписал Распоряжение № 235 о необходимости завершения реконструкции на три года раньше. Для этого Комитет по автомобильным дорогам мобилизовал трудовые и материальные ресурсы практически всех ДСТ республики и «Мостостроя». Объект превратился в поистине всенародную стройку, а работы велись одновременно на всем протяжении кольцевой.

Поскольку МКАД находится в черте Минска, дорожникам пришлось столкнуться с проблемой выноса большого количества инженерных коммуникаций, среди которых – линии электропередачи, канализация, газопроводы, теплотрассы. Совет Министров принял нетипичное для страны решение: обязал их владельцев заниматься этим самостоятельно. Как результат слаженной работы проектировщиков, подрядчиков и заказчика, торжественное открытие дороги после реконструкции состоя­лось 7 ноября 2002 года с участием главы государства. Хорошо сработали строители и проектировщики. Это был действительно командный дух, ведь все понимали, что выполняют очень важное для страны дело. В итоге 43 представителя Минтранса, дорожных и проектных организаций были удостоены правительственных наград.

Что же удалось сделать? Николай Кречетников отметил, что ширина земляного полотна реконструированной дороги была доведена до 29–33 метров. На всем протяжении обес­печено шесть полос шириной 3,5 и 3,75 метра, исключены пересечения и левые повороты в одном уровне. Построены 24 транспортные развязки, 36 мостов и путепроводов общей протяженностью 1960 пог. метров, шесть надземных и 16 подземных пешеходных переходов, установлено 1,6 тыс. дорожных знаков.

За реконструкцию Минской кольцевой автомобильной дороги
правительственных наград были удостоены 43 представителя Минтранса,
дорожных и проектных организаций

Особая гордость – электронная система автоматизированного контроля за состоянием дороги и погодными условиями. Три метеостанции с датчиками измерения температуры воздуха и покрытия, счетчиками интенсивности движения установили на км 17, 34 и 50. Сейчас подобные технологии используются по всей Беларуси, но тогда это было новинкой.

Пропускная способность МКАД увеличилась до 80 тыс. автомобилей в сутки, на отдельных участках интенсивность движения порой достигала 100 тысяч. Расчетная скорость – 120 км/ч, однако в настоящее время она ограничена 90 км/ч, на крайней левой полосе – 100 км/ч. Причиной тому частые случаи ДТП при пересечении дороги пешеходами в неустановленных местах, даже несмотря на то, что организовано более 50 переходов. По оси кольцевой на всем протяжении имеется двустороннее барьерное ограждение.

В качестве верхнего слоя покрытия впервые в республике применили щебеночно-­мастичный асфальтобетон. Как новация, на барьерном ограждении по разделительной полосе установили противоослепляющий экран и ограничивающее пешеходное ограждение.

До 2013-­го кольцевая состояла на балансе и обслуживалась организациями Минтранса. С 1 февраля того же года она была передана в коммунальную собственность Минска. В настоящее время является городской магистральной улицей непрерывного движения категории М. Силами «Горремавтодора» здесь регулярно выполняются работы по содержанию, ремонту покрытия, мостовых сооружений и элементов обустройства, нанесению защитных слоев.

Сейчас МКАД в полной мере обеспечивает комфортные внутри­городские и транзитные транспортные связи. И по прошествии 20 лет можно с уверенностью сказать: проведенная в начале 2000­-х реконструкция Минской кольцевой в весьма сжатые сроки и с высоким качеством работ является настоящей победой всех дорожников страны. Это объект, которым они вправе гордиться.

Участники семинара возложили цветы на могилы руководителей дорожного хозяйства страны А.В. Минина и В.И. Шарапова на Восточном кладбище, совершили объезд по МКАД. В завершение директор ГП «Белгипродор» Игорь Давыдов поблагодарил всех присутствовавших за активное участие и выразил уверенность в необходимости регулярного проведения подобных мероприятий в будущем.

Константин БАКУН, «ДБ»