ЗАСО «ТАСК»

Продолжить развитие

2 мая, 2024

Прежде Ассоциация «Аэропорт» гражданской авиации государств – членов СНГ никогда не собирала одновременно участников четырех основных комитетов: аэродромно-технического, энергетического, по транспортной (авиационной) безопасности и информационных технологий. Но сложилась ситуация, когда необходимо обсудить множество актуальных задач. Их рассмотрение состоялось 24–25 апреля на базе Национального аэропорта Минск.

Коллектив учебного центра авиационной безопасности в этом году отметил 20-летие

Площадка для обсуждения вопросов аэропортовой деятельности собрала более 80 человек. В столицу Беларуси для участия в мероприятии прибыли представители воздушных гаваней Домодедово, Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-­Петербург), Симферополь, Сургут, Тамбов, Череповец, Хабаровск, Манас и Ош (Кыргызстан), федеральных предприятий, объединяющих аэропорты Севера, Красноярья и Чукотки, а также всех белорусских региональных.

Выступая с приветственным словом, глава ассоциации Виктор Горбачев отметил огромнейшее влияние на развитие авиации, которое оказывает Беларусь, в том числе на международной арене. По поручению Министерства транспорта РФ и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) он вручил юбилейные медали «100 лет гражданской авиации России» генеральному директору Национального аэропорта Минск Вячеславу Хоронеко, его заместителю Вадиму Правлоцкому, главному инженеру Александру Русецкому, помощнику гендиректора по спецрейсам Василию Корневу.

С информацией о развитии белорусских аэропортов на пленарном заседании выступил заместитель генерального директора по строительству и развитию инфраструктуры Дмитрий Островко. В республике сегодня функционируют 11 сертифицированных аэродромов гражданской авиации и шесть международных аэропортов. На главную воздушную гавань страны приходится 98% авиаперевозок. Несмотря на некоторый спад, вызванный внешними факторами, авиапредприятие динамично развивается и направляет значительные ресурсы на совершенствование инфраструктуры.

Масштабная реконструкция аэровокзального комплекса, завершенная в 2014-м, позволила увеличить полезную площадь на 20 тыс. кв. метров. Обновлены технологическое оборудование, системы обработки багажа, телескопические трапы. Спустя четыре года введена в эксплуатацию вторая взлетно­-посадочная полоса, оснащенная самыми современными техническими средствами, в том числе системой точного захода на посадку. Это позволяет принимать все типы воздушных судов в любых погодных условиях.

На первой ВПП, построенной еще в 1982 году, выполнен значительный объем ремонтно-­восстановительных работ. Заменены 90 плит (около 77 тыс. кв. метров) верхнего слоя покрытия, устранены другие дефекты. Таким образом, обеспечена безопасность эксплуатации объекта в случае необходимости.

В период до 2030 года планируется осуществить полномасштабную реконструкцию первой летной зоны, в том числе и первой ВПП.

Разработана также архитектурная концепция перспективного развития и комплексного благоустройства территории аэропорта. Реализовать задуманное намечено в несколько этапов. При устойчивом росте пассажиропотока будет начато строительство нового международного пассажирского терминала с гостиницами, дополнительными местами для стоянки воздушных судов и возможностью обслуживания пассажиров через телескопические трапы.

Ключевыми объектами концепции являются многофункциональный комплекс на 40 тыс. кв. метров, который разместится в центре привокзальной площади, и административно-­торговое здание с офисами и паркингом, прилегающее к железнодорожному остановочному пункту (с учетом строительства наземной железнодорожной ветки для движения электропоездов).

В последние годы Национальный аэропорт прирос двумя филиалами. Это – аэропорт Могилев и аэродром Орша. Последний предназначен исключительно для грузовых перевозок. В 2020-­м завершена реконструкция аэродромного комплекса, к которому примыкает современный ТЛЦ. В перспективе здесь будет создан мощный логистический и производственный хаб.

В свою очередь, аэропорт Могилев станет центром подготовки пилотов гражданской государственной авиации. При содействии ДОСААФ и Белорусской государственной академии авиации он будет оснащен воздушными судами малой авиации.

– Несмотря на внешние факторы, которые вносят некоторые корректировки в планы работы, руководство аэропорта стремится найти выход из любой сложной ситуации, – резюмировал спикер. – Сегодня очень важно не останавливаться на достигнутом и продолжить развитие.

В перерыве всех участников семинара пригласили на перрон, где демонстрировалась новая разработка Минского автомобильного завода – перронный электробус для перевозки пассажиров. Демонстрационный образец изготовлен для аэропорта Пулково. Уже на следующий день он должен был отправиться к своему законному владельцу в Санкт­-Петербург. Такую инновационную технику предприятие производит только под заказ.

– Совершенно потрясающая машина. Не хуже, чем немецкая, а может быть, даже и лучше, – еще во время пленарного заседания дал восторженную оценку руководитель ассоциации «Аэропорт».

Появление на перроне минского аэропорта отечественного электробуса, а также осмотр другой техники белорусского производства, в частности ООО «ПОЖСНАБ» (проектирование, изготовление, послепродажное обслуживание и ремонт пожарных машин), явились важной частью программы международного мероприятия.

Как пояснил Виктор Горбачев, срок эксплуатации западных машин во многих аэропортах постсоветского пространства истекает. И уже сегодня перед авиаторами остро встает задача импортозамещения и поиска отечественных предприятий, которые производят достойную продукцию. Поэтому проведение в Минске заседания аэродромно-­технического комитета с приглашением производителей материалов, техники и оборудования для аэропортов совсем неслучайно.

На заседании комитета по транспортной безопасности выступила представитель Национального аэропорта Минск, начальник учебного центра авиационной безопасности ИКАО (УЦАБ ИКАО) Татьяна Герасимчик. Подразделение ведет отсчет своей истории с 2004 года. В 2013­-м оно получило лицензию Министерства образования на реализацию образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Спустя два года обрело статус УЦАБ ИКАО, то есть продемонстрировало Международной организации гражданской авиации возможность успешно реализовывать национальные и региональные программы по авиационной безопасности. В июне 2017-­го у центра появилась лицензия ИАТА на право проведения обучения по правилам перевозки опасных грузов.

– Гражданская авиация является очень привлекательной целью для террористов, – подчеркнула Татьяна Герасимчик. – Несмотря на то, что в нашей системе безопасности происходят большие изменения (совершенствуется техническое оснащение, ужесточаются процедуры контроля, повышается уровень подготовки кадров), изобретаются новые методы обхода предпринимаемых мер. Поэтому вопрос о защите объектов гражданской авиации, конечно же, является приоритетным.

Надежность системы обеспечения авиационной безопасности во многом зависит от качества подготовки кадров. В минском УЦАБ ИКАО все сотрудники имеют высшее педагогическое образование и практический опыт работы в сфере авиационной безопасности. Два из них сертифицированы ИКАО, еще два – ИАТА.

Уровень профессиональной подготовки специалистов центра позволяет постоянно расширять спектр учебных программ. Сегодня их – 66. Основные направления деятельности – реализация программ ИКАО, авиационная безопасность, перевозка опасных грузов воздушным транспортом, человеческий фактор, безопасность полетов.

Центр оснащен специальными техническими средствами для проведения практических занятий. Оборудован учебный пункт досмотра. Для рентгенокомпьютерной подготовки используется тренажер Simfox компании Renful Premier Technologies, для отработки навыков по стрельбе – компьютерный тренажер «Стрелок». Имеются также макеты взрывных устройств, различных видов оружия, боеприпасов, предметов и веществ, запрещенных для перевозки воздушным транспортом. Для экипажей как в тренажерном зале, так и на воздушных судах проводятся занятия по рукопашному бою и применению мер самообороны.

За 20­-летнюю историю обучение в УЦАБ ИКАО прошли более 58 тыс. человек, из них 1210 – иностранные граждане. По количеству слушателей лидируют Кыргызстан, Узбекистан.

– Опыт нашей работы показывает, что эффективность занятий выше, когда обучение в группах проходят представители разных государств, – поделилась наблюдениями Татьяна Герасимчик. – Они активно обмениваются друг с другом полезной информацией, профессиональными знаниями, опытом. Как говорится, хотите повысить квалификацию слушателей – оставьте их в учебном классе одних, без преподавателя. Общение – лучшее дополнение к тому, что дает учебная программа. Поэтому мы всегда рады видеть в качестве слушателей нашего центра представителей самых разных стран.

Виктор Горбачев:

– Главная задача нашей ассоциации – оказывать аэропортам содействие в развитии. И второе – защищать их интересы на всех уровнях. Наши встречи носят абсолютно рабочий характер. Это живой материал и конкретные дела. Собираем людей, чтобы можно было обсудить наболевшие вопросы, обменяться опытом. Итоги семинара выливаются в конкретные резолюции, которые мы направляем в органы госуправления, где и должны решаться поднятые проблемы. Как заметил один из участников заседания, такие встречи помогают авиационной отрасли развиваться качественно.