ЗАСО «ТАСК»

ОСТАТЬСЯ НА ПЛАВУ

17 августа, 2022

Самым критическим для логистического рынка казался минувший двухлетний период. Ломались выстроенные цепочки поставок, выбывали многие игроки, возрастали и появлялись новые требования к перевозкам. Как выяснилось, это была скорее репетиция того, с чем пришлось столкнуться транспортникам в нынешнем году.

Как отмечает эксперт Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Андрей Коротаев, сейчас в мире производится гораздо больше продовольствия, чем требуется населению, но возникают трудности с его доставкой.

Одной из главных проблем стало закрытие авиационного сообщения с рядом стран по причине санкций. Решения в условиях нестабильности необходимо принимать молниеносно. В новых реалиях не подходит долгосрочное планирование. Востребованным направлением стали мультимодальные перевозки. В рамках одного договора доставка осуществляется морским, автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом с использованием перегрузочных терминалов.

Возникает основной вопрос: «Где взять ресурсы для сохранения и развития бизнеса?». Ирина Мотько­-Неронская, эксперт в области автоматизации бизнес-­процессов транспортных и логистических компаний, руководитель офиса международной IT-­компании Первый Бит.Брест*, поделилась видением факторов роста бизнеса.

1. Перераспределение ресурсов внутри компании в сторону быстрорастущих отраслевых сегментов. Например, с января по апрель отмечалась тенденция востребованности доставки грузов железнодорожным сообщением. Объем экспортных контейнерных перевозок по БелЖД возрос практически в 1,3 раза относительно аналогичного периода прошлого года. Для принятия точных управленческих решений необходимо обладать достоверной оперативной информацией с учетом потребностей в перевозках и заказах.

2. Поиск партнерских вариантов помощи от государства. Исходя из опыта белорусских компаний, это возможно через официальные разрешения на осуществление наиболее востребованных в новых реалиях определенных видов услуг. Примером может служить СП «Транзит» ООО, которое получило допуск к использованию собственного СВХ для перегрузки и перецепки в рамках Постановления Совета Министров № 247 от 22.04.2022 об осуществлении таких операций в специально установленных местах приграничной зоны. Автоматизировав бизнес­-процессы по обслуживанию СВХ, предприятие сократило срок простаивания транспортных средств с нескольких суток до нескольких часов. Таким образом увеличив оборачиваемость почти в 6 раз.

3. Объединение с другими компаниями. Небольшим транспортным предприятиям оставаться на плаву в нынешних реалиях крайне сложно. Выгоднее сдать свои машины в пользование и присоединиться к более крупным участникам рынка.

4. Автоматизация управления транспортной логистикой. В ходе реализации Программы цифрового развития Беларуси на 2021–2025 годы автоматизация стала одним из основных ориентиров для укрепления бизнеса и экономики в целом. Этот потенциал поможет оптимизировать маршруты, интегрировать картографические сервисы, сэкономить трудозатраты и время на рутинные процессы и задачи, которые стоят перед каждым перевозчиком: ведение расходов ГСМ, учет как ремонтов, так и складской, планирование цепочки поставок и расчет стоимости.

* Первый Бит.Брест является резидентом Парка высоких технологий Республики Беларусь и специализируется на автоматизации бизнес­-процессов в основном предприятий транспортной отрасли.

Екатерина БОРИСЮК