На прошлой неделе директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский провел встречу с журналистами. Он ответил на ряд вопросов, в том числе и по поводу опубликованного в New York Times материала о посадке самолета Ryanair в Минске.
Артем Сикорский отметил, что появившиеся в прессе данные в первую очередь рассчитаны на обывателя, общественность и тех, кто не знает специфики гражданской авиации. Для профессионалов эта информация несодержательная и даже нелепая:
– Объясню почему. Во-первых, в тот день, 23 мая, решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер по всем международным правилам и стандартам не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности. Он только передает сведения и помогает командиру воздушного судна в безопасной навигации. Во-вторых, этот информационный вброс идет в тот момент, когда мы просим от наших польских партнеров и от комиссии ICAO предоставить данные объективного контроля. В частности, переговоры вильнюсского диспетчера с пилотом и внутрикабинные переговоры членов экипажа.
По словам директора Департамента, это необходимо, чтобы понимать, в чем конкретно обвиняют белорусскую сторону:
– Продемонстрируйте, что оказывалось какое-то давление, поступали предупреждения применения боевой авиации и так далее. Но этого нет. Мы еще 24 мая полностью опубликовали все переговоры между пилотом и диспетчером, начиная от входа в воздушное пространство Беларуси и заканчивая посадкой и заруливанием на стоянку судна в Национальном аэропорту Минск. Мы для всех проводили необходимые брифинги, пресс-конференции. Наши западные партнеры такой открытости не проявляли.
Артем Сикорский рассказал, почему сейчас появляются подобные информационные фейки:
– Во-первых, необходимо оправдание для авторов и исполнителей незаконных санкций и авиационной блокады. Во-вторых, нужно увести расследование в сторону либо его как можно дольше затянуть. Других причин у них нет. Ведь для профессионала понятно, что за пультом находится не один диспетчер. Есть диспетчеры, которые осуществляют процедурный, радиолокационный контроль, также старший диспетчер, руководитель полета. В частности, на руководителя полета ложится огромная ответственность за принятие решений.
Глава Департамента акцентировал внимание, что вся необходимая информация была предоставлена комиссии ICAO:
– Когда приезжала комиссия ICAO, все наши диспетчеры, которые в этот день были в смене, подробно рассказали, как все происходило. Все запротоколировано. У нас есть все доказательства правоты наших действий. В той ситуации, в части гражданской авиации, мы действовали безукоризненно, в соответствии со всеми международными стандартами.
Артем Сикорский особо подчеркнул:
– Для нас до сих пор непонятно, чем руководствовался командир воздушного судна, когда за две минуты до перехода границы между Беларусью и Литвой он принял решение развернуться и лететь в Минск, согласно инструкции он должен был лететь в Вильнюс. При этом самолет даже не снижался на протяжении всего пути следования в Беларусь, хотя в стандартной ситуации он всегда начинал снижение в районе Барановичей для того, чтобы успеть войти в соответствующую посадочную конфигурацию. Поэтому у нас тоже есть очень много вопросов по этой ситуации. Нужно, чтобы пилот выступил, рассказал, как он принимал решение в тот момент, как действовал, из чего исходил.
Также руководитель Департамента рассказал, на каком сейчас этапе находится расследование инцидента с самолетом Ryanair:
– В течение 224-й сессии, которая закончилась в ноябре текущего года, должен был быть рассмотрен окончательный отчет об этом инциденте. Однако комиссия ICAO не смогла подготовить этот документ и его рассмотрение перенесли на 225-ю сессию, которая начнется в середине января следующего года и продолжится до марта. Когда и будут ли вообще рассматривать окончательный отчет, до сих пор ICAO ничего не сообщила. Мы только получили обнадеживающую информацию, что они обещают в ходе 225-й сессии рассмотреть нашу жалобу в отношении действий западных стран по поводу незаконной авиационной блокады и санкций в отношении наших перевозчиков. Мы неоднократно подчеркивали, что наши европейские партнеры нарушают соответствующие статьи Чикагской конвенции и по национальному признаку блокируют полеты наших воздушных судов.
Директор Департамента отметил, что в настоящее время какую-то большую активность ICAO не проявляет. По его словам, последний запрос от ICAO был в октябре. С тех пор никакой дополнительной информации с их стороны запрошено не было.
По информации Департамента по авиации Минтранса