ЗАСО «ТАСК»

Нам по пути!

7 марта, 2024

Для полноценной работы железнодорожного пассажирского состава нужны не только машинисты, но и персонал, обеспечивающий сервис на высоком уровне во время поездки. Наш собеседник – Елена Зеленкова, проводник Барановичского вагонного участка.

– Елена Мечиславовна, как пришли в профессию?

– На железной дороге я – с 19 лет. Всегда хотела путешествовать, вот мне знакомая и предложила попробовать. Чем дольше работала, тем сильнее втягивалась. В апреле уже будет 30 лет общего стажа, и большая его часть – на международном направлении.

– Вы проходили специальное обучение?

– Оно было организовано на месте. Да и сейчас можно закончить трехмесячные курсы непосредственно на предприятии либо отучиться в профильном учебном заведении. В любом случае новичков не бросаем, всегда поможем и подскажем, что да как.

– Что изучают на курсах?

– Устройство пассажирского вагона, правила технической эксплуатации и охрану труда, приемы оказания первой помощи, порядок обслуживания пассажиров в поездах Белорусской железной дороги. Для этого имеются в том числе учебно­-наглядные пособия, например, различные плакаты, где изображены все виды контрольных панелей, которые используются в купе проводника в составах, курсирующих по БЖД.

– Техническая составляющая выглядит более чем впечатляюще. Управление всем этим тоже входит в обязанности проводника?

– Да, эти пульты индивидуальные в каждом вагоне. Проводники следят за работой оборудования и в пути следования, и на стоянке, и при приемке.

– С чего начинается рабочий день?

– На работу выходим согласно графику. Явка обязательна в форменной одежде. Проходим инструктаж. Получаем документы и идем в парк принимать пассажирские вагоны – каждый проводник знает, какой у него номер. Осматриваем на возможное наличие посторонних предметов, проверяем крепление поручней, целостность окон и дверей, исправность оборудования, освещения и прочего, потому что от этого зависит работа пассажирского вагона. Количество комплектов постельного белья, чайная продукция должны соответствовать накладным.

– Правильно понимаю, что за каждым проводником закреплен определенный маршрут и он стабильный?

– Да, все верно. У нас нет такого, чтобы каждый раз меняли бригаду. Начальник поезда точно знает, кому – в рейс, а кого отправить в отпуск.

– Для проводника есть разница между плацкартным и купейным вагонами?

– Конечно, ведь количество пассажиров разное, а значит, и объем работы в плацкартном вагоне больше. Люди тоже каждый со своим характером: одних все устраивает, другие – требовательные. Но в основном вежливые, добродушные, понимающие.

– Доводится ли план реализации сопутствующих товаров за время поездки?

– Нас никто не заставляет продавать, мы просто предлагаем, а выбор – за пассажиром. Конечно же, учитывается спрос, исходя из которого и закупается следующая партия. Сейчас очень востребована замороженная продукция. Международные поезда все­-таки, дальние рейсы – вот люди и спрашивают о продуктах питания, периодической печати. А кто­-то желает, например, приобрести именно белорусскую косметику. Поэтому наше руководство старается оперативно реагировать на любые запросы пассажиров, чтобы ассортимент товаров был соответствующий. Если раньше предлагались только чай и печенье, то сейчас – большой выбор.

– Работать с людьми непросто…

– Знаете, нередко уже на посадке понимаешь, что за человек входит в вагон. Во время передачи смены напарнику рассказываешь: вот этому пассажиру необходимо уделить чуть больше внимания, другого просто выслушать. Общение уже на автомате происходит, я бы сказала – легко дается.

Проводники-­новички поначалу немного пугаются, когда приходят, иногда и расстраиваются, всякое бывает. Перед первым рейсом очень сильно волнуются. Ведь с людьми тоже надо уметь беседовать: что-­то объяснить, поговорить, приятной поездки пожелать, это – своеобразное налаживание контакта. Не так и много надо на самом-­то деле.

– Вспомните какой­-нибудь самый яркий случай в работе.

– Ситуация у коллеги запомнилась. Она заходит в купе, а там три женщины и мужчина. Она собирает билеты и у женщин по очереди интересуется: «Лида?», имея в виду станцию назначения. Тут мужчина протягивает билет и говорит: «А я – Александр».

Когда мы следовали в составе фирменного поезда «Неман» сообщением Гродно – Москва, пассажирами были многие известные артисты. В Беларусь они приезжали на «Славянский базар в Витебске» либо давали какие­-то концерты в Минске или Гродно. Актеров, юмористов, певцов видели. С ними было очень интересно пообщаться.

Мы в свою очередь делаем все возможное, чтобы для пассажиров путешествие осталось в памяти как один из ярких и запоминающихся моментов в жизни. Желаем вам приятных и комфортных поездок в поездах Белорусской железной дороги.

Александр МИХАЙЛОВ, «ТВ»