ЗАСО «ТАСК»

На дорогах — «транзитный» контроль

17 апреля, 2020

Новые правила проезда транзитом через нашу страну были введены около месяца назад, однако водители-международники продолжают нарушать требования постановления № 171, принятого белорусским правительством с целью снижения риска распространения COVID-19. Транспортная инспекция Минтранса усилила контроль за перевозчиками и стала применять более жесткие меры в отношении нарушителей: штрафовать за несоблюдение антивирусных рекомендаций. Корреспонденты «ТВ» провели с сотрудниками инспекции совместный рейд, чтобы выяснить, что мешает водителям следовать установленным правилам.  

Сотрудники Транспортной инспекции, ГАИ и таможни круглосуточно мониторят ситуацию с соблюдением «транзитниками» требований проезда через территорию республики с конца марта нынешнего года. Как показала практика, число нарушений водителями положений постановления Совмина №171 продолжает расти, что заставило прибегнуть к вынужденной мере – административного наказания (в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ предусмотрен штраф в размере от 2 до 50 базовых величин).

По данным на 19 апреля Транспортная инспекция выявила 162 факта нарушений со стороны водителей-международников, Государственный таможенный комитет – 576, ГАИ – 526.

С целью сокращения числа подобных нарушений, а также повышения эффективности мер по предотвращению распространения инфекции Министерство транспорта и коммуникаций обратилось к гражданам с просьбой помочь в обнаружении стоящих в неположенных местах международных фур и сообщать об этом в Транспортную инспекцию или ГАИ (номера телефонов размещены на официальном сайте ведомства).

Инспекция, в свою очередь, намерена еще больше усилить контроль за транзитными перевозчиками, активизировав сотрудничество с ГАИ и администрациями придорожных автозаправок. ГТК рассматривает вопрос об организации таможенного сопровождения транспортных средств водителей-нарушителей.

Знал – и нарушил

В недисциплинированности водителей-международников в соблюдении новых правил транзита журналистам «ТВ» довелось убедиться воочию, отправившись в рейд с экипажем патрульной машины филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области.

Утром спецавтомобиль инспекции покинул пределы Минска двигаясь по трассе М1 в сторону российской границы. На первых двух запрещенных для остановки «транзитников» заправочных станциях иностранных фур не оказалось. На третьей такой заправке (407-й километр М1) был обнаружен большегрузный автомобиль с польскими номерами. Водитель – белорус, 28-летний житель Гродно, работающий в польской фирме и выполняющий грузоперевозки из Польши в РФ.

Как показала проверка документов, автомобиль осуществляет транзитную перевозку: 11 апреля въехал на территорию Беларуси со стороны Польши, а 16 апреля (в день проведения рейда) пересек российскую границу двигаясь в обратном направлении.

Водитель не отрицал — знает, что нарушил правила, остановившись на этой стоянке. На руках имелось требование, документ, выданный ему сотрудниками таможни при пересечении польской границы в пункте пропуска «Брузги-2». В приложении к нему карта с перечнем разрешенных для перемещения дорог и остановочных пунктов. К слову, в требовании стоит подпись водителя, также указаны место, дата и время его выдачи.

Несмотря на очевидность факта нарушения соглашаться с административной мерой наказания водитель польской фуры не пожелал. Он отказался отдать сотрудникам инспекции требование для составления протокола, пришлось вызвать сотрудников Госавтоинспекции.

— Это типичное поведение человека, пойманного на нарушении. Сознательные водители, способные признать свою вину и согласиться со штрафом, встречаются довольно редко. Большинство, а таких 95%, пытаются уйти от административной ответственности – мол, не знал, не понял и так далее, — рассказал инспектор патрульного экипажа Транспортной инспекции Андрей Гузовский.

После приезда ГАИ в истории с перевозчиком-нарушителем произошел переломный момент: водитель решил идти по пути сотрудничества и отдать требование для составления протокола. Видимо, стало понятно, что ситуация серьезная.

Прокол был составлен по статье 23.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа, организации при исполнении им служебных полномочий». К слову, дело по факту правонарушения по данной статье – вне зоны ответственности ТИ, его может рассматривать только суд. Как, впрочем, и принимать решение о размере административного взыскания (напомним, от 2 до 50 БВ).

Есть нарушение – будет наказание

— Раньше, когда постановление только вступило в силу, мы в устной форме рекомендовали водителям, стоящим в неположенном месте, переместиться на разрешенные стоянки. Сейчас уже более жестко подходим к этому вопросу: на границе было выдано требование и есть нарушение – значит, составляется протокол, — отметил инспектор ТИ Андрей Гузовский.

По его словам, если по каким-либо причинам требование на границе водитель-международник не получил, и фура была обнаружена на территории страны в запрещенном для стоянки пункте, штраф инспекция не выписывает.

— В этом случае мы просто выдаем требование и просим переместиться на разрешенную стоянку, — пояснил представитель ТИ.

Напомним, постановление Совета Министров №171 по предотвращению распространения коронавирусной инфекции было принято 25 марта. Согласно документу, транзитные перевозчики обязаны передвигаться по определенным дорогам и останавливаться в специализированных пунктах, количество которых постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 53 по стране. Они также должны покинуть страну по кратчайшему пути не позднее, чем на следующий день после въезда.

Кроме того, постановление Совета Министров № 208 от 8 апреля 2020 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает водителей-международников выходить из автомобиля исключительно в средствах защиты (в маске и перчатках), а после рейса соблюдать установленные законодательством требования нахождения в самоизоляции в течение 14 дней.

Контролируют соблюдение «транзитниками» правил проезда по территории республики Транспортная инспекция, ГТК и ГАИ.

Инесса ГЕРМАНЧУК

Фото Никиты ПЕТРОВА