ЗАСО «ТАСК»

Механики на все руки

18 апреля, 2024

Эта профессия – одна из самых редких на Белорусской железной дороге. Механиков рефрижераторных поездов (секций) не наберется и трех десятков. Все они трудятся в рефрижераторном вагонном депо Молодечно.

Такую специализацию предприятие получило в 1980-­х. Тогда на баланс было принято порядка 250 рефсекций, которые сопровождали в пути более 2,5 тыс. механиков. Белорусские вагоны­-холодильники, перевозящие скоропортящиеся продукты, курсировали по всему Советскому Союзу – от портов Прибалтики до Дальнего Востока, а также в Восточную Европу, а после распада СССР – в страны СНГ, ближнего зарубежья, Китай, Монголию. За три с лишним десятка лет часть из них была продана, другие переоборудованы, третьи отработали свой срок. Сегодня в депо эксплуатируются пять дизельных и 25 грузовых вагонов. Их обслуживают 24 механика рефрижераторных поездов.

Мастер участка эксплуатации рефпоездов Руслан Баранчик (в центре) с механиками Михаилом Щербаковым и Александром Авраменко – старожилы депо

Встретиться с ними оказалось довольно сложно. Одни находились в командировках, кто­-то в перерывах между поездками отдыхал дома. Большинство живет в разных концах Беларуси. И все же удалось пообщаться с двумя представителями этой редкой профессии. Александр Авраменко и Михаил Щербаков, работающие в паре, буквально накануне вернулись из очередного рейса. Оба живут на Гомельщине, являются старожилами депо. Как и их коллеги, они сегодня трудятся на маршруте Драугисте – Клайпеда – Брест­-Северный. Возят морепродукты для предприятия «Санта Бремор».

Мозырчанин Михаил Щербаков в депо – с 1990 года. Пришел сюда по совету друзей после мореходного училища и работы на пожарном катере вспомогательного флота ВМФ СССР в Риге:

– Обучение проходили в Барановичской дортехшколе (так раньше называлось барановичское подразделение Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров БЖД. – Авт.). Я выбрал более сложный путь: поступил в железнодорожный техникум в Гомеле на специальность «Изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство», где получил профессию техника-­электромеханика. В ней уже 34 года. Объездил весь Союз, самые дальние точки маршрута: Улан-­Батор, Владивосток, Находка.

За плечами Александра Авраменко, который родом с Черниговщины, тоже Гомельский отраслевой техникум и много тысяч километров железных дорог. Самая протяженная командировка в его трудовой биографии – на остров Сахалин, куда рефпоезд попадал на пароме из морского порта Ванино. Чуть короче маршруты в Грузию, Армению, Туркмению, Таджикистан, Монголию.

– В те времена выпускников техникума распределяли по всему СССР. В 1984 году я попал на Урал. До армии успел поработать в рефрижераторном вагонном депо Троицк. Служил в ракетных войсках в Читинской области и Красноярском крае. В 1997­-м приехал домой, тогда же устроился в депо Молодечно. Сейчас два года живу в Гомеле.

Мои собеседники поспешили в дорогу. Путь домой у них занимает по полдня. Это – ничто по сравнению с двухмесячными выходными, в унисон заметили оба. Дело в том, что механики рефрижераторных поездов фактически работают вахтовым методом: график – два месяца трудятся, затем столько же отдыхают. О такой работе можно только мечтать, согласятся многие. И действительно, в прежние годы желающих устроиться в депо было хоть отбавляй.

– В свое время такая профессия являлась очень востребованной. Многих подкупал удобный график, возможность поездить по стране, побывать за ее пределами. Впрочем, это только одна сторона медали, – замечает мастер участка эксплуатации рефпоездов Руслан Баранчик. – В течение командировки наши механики на посту находятся практически целый день. В дороге выполняют целый комплекс работ: следят за температурным режимом во всех пяти грузовых вагонах и расходом топлива в дизельном. В зоне их ответственности также контроль за сохранностью секций, соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Поэтому они должны быть универсалами во всех смыслах: и механиками холодильного оборудования, и электриками, и, конечно же, железнодорожниками. Обязаны разбираться в дизельном и холодильном оборудовании, уметь устранять неполадки. Плюс ко всему механик рефпоездов – одна из профессий на дороге с вредными условиями труда. Помимо знаний и опыта, нужно иметь хорошее здоровье. Поэтому медосмотр тут проходят самый серьезный.

В командировке у механиков рефпоездов работа и дом в одном вагоне – дизельном. Здесь и оборудование, и купе, и мини-­кухня. Кстати, за столько лет многие научились неплохо готовить, замечает Руслан Баранчик.

Сам Руслан Валерьевич в прошлом тоже механик рефпоездов. В депо – после Молодечненского политехникума, где получил специальность слесаря­-механика аппаратов оборудования пищевой промышленности. За плечами еще и БелГУТ. Прежде чем стать мастером, успел поработать осмотрщиком-­ремонтником пункта технического обслуживания вагонов.

По словам Баранчика, столь длительные поездки – в изоляции от дома, семьи, друзей – способен выдержать не каждый. Поэтому остались самые стойкие, кто в профессии уже более 20–30 лет. Они, как моряки, несколько раз в год уходят в дальнее плавание, внося свой значимый вклад в доходы белорусской магистрали.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»