ЗАСО «ТАСК»

Когда ямочность канет в Лету?

14 марта, 2024

Дороги подвержены износу и повреждениям, а потому нуждаются в постоянном обслуживании и своевременном ремонте. Об этом шла речь в Национальном пресс-центре на пресс-конференции о состоянии, ремонте и реконструкции улично-дорожной сети. Спикерами выступили представители министерств транспорта и коммуникаций, жилищно-коммунального хозяйства, Госкомитета по имуществу и Минского горисполкома.

Среди факторов, способствующих образованию на дорожном покрытии трещин, выбоин, ямочности, заместитель начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Минжилкомхоза Алексей Филанович назвал интенсивный транспортный поток и погодно-­климатические условия – дождь, снег, морозы, температурные перепады. В населенных пунктах контроль за эксплуатационным состоянием и качеством содержания дорожных одежд осуществляется во время сезонных, а также патрульных и специальных (целевых) осмотров в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 271­-2010 (02030).

По результатам прошлого года ремонт улично-­дорожной сети в населенных пунктах произведен на площади более 8 млн кв. метров, что на 7,2% превышает уточненный план (7485,7 тыс. кв. метров). Объемы работ на текущий будут определены в ходе весеннего осмотра, исходя из состояния после эксплуатации в зимний период.

Протяженность улично­-дорожной сети населенных пунктов столичной области превышает 12 502 км. Из них 7976,5 км находятся в ведении предприятий жилищно-­коммунального хозяйства (63,8%), 4461,5 км обслуживаются организациями системы Минтранса (35,7%).

В населенных пунктах республики зарегистрированы 79 441 улица и проезд. Площадь дорожного покрытия на них составляет около 298 млн кв. метров.

В прошлом году ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» выполнило достаточно большой объем работ по ликвидации дефектов на улично-­дорожной сети столицы. Осуществлена полная замена асфальтобетонного покрытия на 98 объектах (общая площадь – более 1 млн кв. метров). На пяти искусственных сооружениях отремонтировано 12 тыс. кв. метров мостового полотна. На 20 объектах произведено устройство защитных слоев покрытия проезжей части (386 тыс. кв. метров). Обеспечена герметизация трещин общей протяженностью 428 км. Выполнен ямочный ремонт на 193 тыс. кв. метров. Ликвидировано 16,2 тыс. кв. метров колейности. Отремонтировано 156 тыс. кв. метров тротуаров.

Заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства «Горремавтодора» Артем Ганчар подчеркнул, что критическая ямочность образуется в основном в зимний период. Предприятия объединения с декабря по февраль обычно устраняют дефекты на площади около 40–50 тыс. кв. метров. Однако при неблагоприятных погодных условиях, как было в 2023-­м, уровень ямочности возрастает. Тогда объемы ремонта могут увеличиваться до 70 тыс. квадратов.

С начала текущего года ямочный ремонт выполнен уже на площади около 54 тыс. кв. метров. Каждую смену асфальтобетонное покрытие приводится в порядок локальными участками на 25 улицах. Задействованы около 67 человек и 50 единиц коммунальной спецтехники. Применяются горячие литые и холодные органоминеральные смеси.

При наступлении благоприятных погодных условий с устойчивыми положительными температурами предприятие приступит к ликвидации образовавшихся зимой раскрытых трещин, выкрашиваний, мелких выбоин. Для этого применяется струйно-­инъекционная технология, предусматривающая смешение эмульсии со щебнем в месте образовавшегося повреждения. Увеличатся и объемы использования горячих мелкозернистых асфальтобетонных смесей.

Помимо этого, в планах – ликвидация колейности, устранение неровностей, просадок. Сформирован перечень из 55 участков улично-­дорожной сети, где необходимо полностью заменить асфальтобетонное покрытие на всю ширину проезжей части. На 20 объектах будет произведено устройство защитных слоев.

Также намечено отремонтировать полотно проезжей части локальными участками на площади 111 тыс. кв. метров, привести в порядок 83 тыс. кв. метров тротуаров, 21 км бортового камня, 2712 дождеприемных колодцев.

По словам представителя объединения, объемы ремонтных работ, запланированные в целом на уровне прошлого года, по результатам весенних осмотров могут корректироваться. С информацией о том, где они будут проводиться, жители столицы могут ознакомиться на сайте «Горремавтодора».

Заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергей Леончик охарактеризовал минувший зимний период как достаточно сложный в плане перепадов температуры. Предприятия дорожного хозяйства работали в таких условиях на протяжении нескольких месяцев. Было использовано 330 тыс. тонн песчано­-соляной смеси, 250 тыс. тонн чистой соли, задействовано около 1,5 тыс. единиц техники. Представитель ведомства проинформировал об ожидаемом существенном росте объемов финансирования дорожной отрасли в текущем году:

– Предполагается на республиканские автодороги направить 1,3 млн рублей, что позволит отремонтировать, реконструировать порядка 1,7 тыс. км. По местной сети показатели аналогичные. Важно, чтобы мощностей организаций хватило на выполнение запланированных работ. Принятие Госинвестпрограммы, которая позволит полностью задействовать все имеющиеся ресурсы, ожидается в ближайшее время.

Также названы основные объекты реконструкции нынешнего года: участок автодороги Р­-46 Лепель – Полоцк – граница РФ (Юховичи) от Лепеля до Полоцка, М­-3 Минск – Витебск (от Логойска до Плещениц), Р­-53 Слобода – Новосады (от Смолевичей до Жодино).

– Трассы М­-3 и Р-­46 входят в состав перспективного транспортного коридора в направлении Санкт­-Петербурга, который правительство рассматривает как приоритетный, – подчеркнул спикер.

Относительно сроков окончания работ дополнил Юрий Масюк, генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор», организации которого участвуют в реконструкции перечисленных автотрасс:

– На участке от Логойска до Плещениц движение будет открыто к 7 ноября. На Р­-53, где осуществляется реконструкция по параметрам первой категории, осталось уложить около 2,7 км цементобетонного покрытия. В целом объект завершен. Ввод в эксплуатацию предполагается к 3 июля.

Юрий Масюк также пояснил для широкого круга пользователей, что холдинг специализируется на строительстве, реконструкции, крупном капитальном ремонте дорог и мостовых сооружений в Беларуси и за ее пределами. К содержанию улично­-дорожной сети организация отношения не имеет. Прекрасно осознавая важность этой работы, Юрий Станиславович высказал пожелание, чтобы спустя несколько лет мы не говорили о том, сколько квадратов ямочности ликвидируется в сутки, и исчезло само понятие «ямочный ремонт».

Пока же жалобы на неудовлетворительное состояние улично­-дорожной сети продолжают поступать. Особенно часто – от жителей небольших поселков. Порой они даже не знают, куда надо обращаться за помощью.

– Поскольку дороги в таких населенных пунктах могут обслуживать как предприятия системы ЖКХ, так и Минтранса на подряде, лучше всего звонить по телефону 115 в службу «Контакт-­центр», единую точку входа для обращений населения по вопросам ЖКХ, – посоветовал представитель Минжилкомхоза. – Специалисты службы направят вашу просьбу в соответствующую эксплуатирующую организацию, которая обязана предпринять меры по устранению дефектов.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»