ЗАСО «ТАСК»

ДЕЛО ВАЖНОЕ ВО БЛАГО КАЖДОГО

2 марта, 2023

На V пленуме Республиканского комитета отраслевого профсоюза подведены итоги работы БелПрофТранса в прошлом году и определены задачи на текущий. В качестве почетных гостей в мероприятии приняли участие начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Григорий Глазко, секретарь ФПБ по международной работе Анна Варфоломеева, руководители отраслевых предприятий и представители общественных организаций.

Подведение итогов председатель БелПрофТранса Николай Матюк начал с анализа такого важного направления деятельности, как увеличение охвата членством. В 2022-­м профсоюз пополнился 72 новыми первичными организациями, которые объединили в своих рядах 587 человек. Наилучшие результаты достигнуты в Витебской, Минской и Могилевской областях, где создано соответственно 22, 15 и 11 первичек.

В текущем году работа продолжилась. По состоянию на 22 февраля уже появились 7 новых ППО, еще 17 находятся в стадии регистрации. Важнейшая задача профактива – не снижать достигнутых уровня и темпов. Необходимо также максимально увеличивать численность.

В ближайшее время предстоит оптимизация деятельности объединенных профсоюзных организаций. Преобразования уже затронули дорожно­-строительные тресты № 3 и 5. По мнению руководителя отраслевого профсоюза, подход к решению этого вопроса должен быть индивидуальным и рациональным.

Традиционно большое внимание в докладе было уделено охране труда. Общественный контроль за соблюдением нанимателями законодательства осуществляют 15 технических и более 4260 общественных инспекторов БелПрофТранса. В течение года проведены 965 проверок и мониторингов, выявлено свыше 5340 нарушений.

В целом на предприятиях транспортного комплекса наблюдается положительная динамика снижения уровня производственного травматизма. Системная работа по соблюдению законодательства об ОТ ведется в структурных подразделениях Белорусской железной дороги. На выполнение запланированных мероприятий здесь было затрачено более 15 млн рублей. Нулевой уровень травматизма второй год подряд фиксируется в гражданской авиации. Не произошло ни одного несчастного случая на производстве со смертельным исходом на отраслевых предприятиях Витебской и Гомельской областей. Вместе с тем сохраняется достаточно высокий показатель травматизма в организациях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства об охране труда планируется ежеквартально проводить единый день профилактики производственного травматизма, предполагающий организацию круглых столов, семинаров-­совещаний, выездных приемов, прямых телефонных линий.

Еще одно важное направление профсоюзной деятельности – правовая работа. Контроль за соблюдением законодательства осуществляют 7 инспекторов. За прошлый год они дали свыше 500 консультаций, приняли участие в 57 профсоюзных приемах граждан, были организованы 16 семинаров. Общественный контроль за соблюдением законодательства осуществлен более чем на 270 предприятиях. В ходе 81 проверки и 191 мониторинга выявлено около 1 тыс. нарушений. Основная масса связана с приемом на работу и организацией труда, ведением трудовых книжек, предоставлением трудовых и социальных отпусков, гарантий и компенсаций, выплатой заработной платы, установлением времени труда и отдыха.

В рамках оказания членам проф­союза правовой защиты рассмотрено более 160 обращений, составлены 47 процессуальных документов. Правовые инспекторы приняли участие в 9 судебных разбирательствах. Особенно высокой оценки заслуживает работа Витебской и Гомельской областных организаций.

– Однако разрешение споров в судебном порядке – это крайняя мера, – заметил докладчик. – Большинство ситуаций решается до суда. Так, усилиями специалистов Респуб­ликанского комитета не допущено незаконное увольнение четырех работников ДРСУ № 199 КУП «Могилев­облдорстрой». В досудебном порядке урегулирован вопрос по одному из бывших сотрудников авиационной организации, которому в итоге выплачена вся причитающаяся сумма денежных средств. В разрешении ситуации принимал участие первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, к которому проф­союз вынужден был обратиться за помощью.

Трудовые и социально-­экономические отношения в рабочих коллективах регулируются коллективными договорами. На предприятиях отрасли их заключено 215. Поддержку и социальные гарантии благодаря им получают более 200 тыс. человек. Объем такой поддержки, несмотря на сложную экономическую ситуацию, постоянно растет. Если в 2020 году размер материальной помощи на одного сотрудника составлял в среднем 751 рубль, в 2021-­м – 910, то в прошлом достиг 1 тыс. рублей.

Всего в отчетном периоде в соответствии с коллективными договорами на оказание материальной помощи членам профсоюза затрачено более 8 млн рублей. Адресная социальная поддержка ветеранам и неработающим пенсионерам превысила 230 тыс. рублей. На культурно-­массовую работу направлено свыше 5 млн, на развитие физкультуры и спорта – более 2 млн рублей.

Вместе с тем коллективные договоры действуют далеко не во всех организациях. В связи с этим председателям ППО рекомендовано принять незамедлительные меры по налаживанию диалога с нанимателем.

Значительное влияние на результаты деятельности транспортного комплекса респуб­лики в 2022 году оказала санкционная политика стран Евросоюза. Были существенно ограничены перевозки ряда экспортных грузов белорусских производителей, а также транзитных российских в западном направлении. Это не могло не отразиться на объемах грузовой работы на Белорусской железной дороге. В то же время на магистрали достигнут рост показателей в пассажирских перевозках.

Прекращение авиасообщения между РФ и странами ЕС, введение ограничений на использование воздушного пространства Беларуси негативно отразились на деятельности авиационных предприятий – ГП «Белаэронавигация», РУП «Национальный аэропорт Минск», ОАО «Авиакомпания «Белавиа».

Есть проблемы и в дорожном хозяйстве. Это прежде всего дефицит финансовых средств для восстановления дорожной сети, а также резкое подорожание строительных материалов.

Из­-за значительного снижения объемов работы часть сотрудников предприятий отрасли вынужденно находилась в режиме простоя или неполной занятости, по инициативе нанимателя предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы. Профсоюзы при этом постоянно мониторили ее уровень в отрасли и предпринимали меры по недопущению снижения. На контроле находился и вопрос своевременного расчета с персоналом.

Один из разделов доклада был посвящен оздоровлению работников отрасли. В 2022 году в профсоюзных здравницах отдохнули почти 1800 человек. Выполнение планового задания составило 102%.

В РК БелПрофТранса, однако, искренне сожалеют, что ФПБ принимает в зачет оздоровление лишь в санаториях УП «Белпрофсоюзкурорт», в то время как в транспортной отрасли имеется около десятка здравниц ведомственного подчинения. С учетом этого процент выполнения планового задания – в разы выше.

Большая деятельность в данном направлении ведется на БелЖД, где в прошлом году путевку в оздоровительные учреждения получил каждый пятый труженик магистрали. Предприятие «Минсктранс» направило на отдых и лечение в свой филиал «Санаторий «Волма» около 2 тыс. человек. В оздоровительном центре «Ракета» Департамента по авиации Минтранса в прошлом году отдохнули 155 авиаторов.

Помимо этого, с целью пропаганды здорового образа жизни в организациях отрасли проведено 975 спортивно-­массовых мероприя­тий. Сборные команды БелПрофТранса приняли участие в XVIII Республиканской межотраслевой спартакиаде профсоюзов и VIII Республиканском туристическом слете профсоюзов на призы ФПБ.

Большое внимание уделялось туристско-­экскурсионной деятельности. На эти цели из профсоюзного бюджета израсходовано 12% взносов при плане 10%.

Благотворительный марафон «Профсоюзы–детям» – еще одно важное направление дея­тельности отраслевого профсоюза. БелПрофТранс участвует в акциях «Соберем детей в школу», «Соберем портфель первокласснику», «Первый раз – в первый класс», «Здравствуй, школа!», оказывает спонсорскую помощь детским домам, приютам, школам, многодетным семьям, организовывает праздники на предприятиях с вручением подарков ребятам, приобретает билеты на праздничные представления. В целом на эти цели было направлено более 580 тыс.рублей.

Отдельно докладчик остановился на подготовке к предстоящей отчетно-­выборной кампании, которая начнется осенью. Это серьезный экзамен для профактива.

– Мы обязаны укрепить наши организационные структуры достойными кадрами и тем самым обеспечить качественную работу, – подчеркнул Николай Матюк. – У руля профсоюзов должны быть честные, порядочные, патриотически настроенные люди.

В прениях по основному докладу выступили руководители объединенных профсоюзных организаций: УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» – Александр Кунцевич, ОАО «Белавиа» – Александр Липавский, ОАО «Гомельоблавтотранс» – Вячеслав Гонаков. Затем слово было предоставлено начальнику государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Респуб­лики Беларусь» Виталию Кирееву, председателю общественной организации ветеранов дорожного хозяйства Тадеушу Павловскому, секретарю отраслевого комитета ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» БелЖД Павлу Рандовцеву, представителю ФПБ Анне Варфоломеевой.

В заключение председатель БелПрофТранса Николай Матюк поблагодарил за участие в работе пленума руководителей отраслевых предприятий и организаций:

– Это знак вашей готовности взаимодействовать с профсоюзами. В свою очередь хочу заверить, что профактив будет оказывать большое содействие в совершенствовании производственных процессов, создании в коллективах здорового морально­-психологического климата. Мы должны трудиться плечом к плечу. У нас – единые цели, достичь которых можно только совместными усилиями. Год не будет простым. Нам придется работать засучив рукава. Но, я уверен, в единстве, сплоченности мы обязательно выполним поставленные задачи.

1082 первичные профсоюзные организации – в составе БелПрофТранса, включающие более 197 380 членов. Почти 150 тыс. из них – работники отрасли, более 7 тыс. – студенты и учащиеся, 40,5 тыс. – неработающие пенсионеры.

1602 рубля – номинальная начисленная среднемесячная зарплата по транспортной деятельности за 2022 год. Темп роста к предыдущему – 124,8%.

В системе Федерации профсоюзов Беларуси 2022-й был объявлен Годом качества. В членских организациях проводились мониторинги внутрипрофсоюзной дисциплины. Проверки затронули и 54 организации БелПрофТранса – областные, объединенные и первичные. Были выявлены упущения в организационной, коллективно-договорной и финансовой работе, осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Президиум Республиканского комитета определил сроки для устранения недостатков. Внутренний мониторинг должен проводиться постоянно. Следует ежедневно трудиться над ошибками. Это дисциплинирует, повышает ответственность и качество выполняемой работы.

Заключительным аккордом мероприятия стало награждение профактива по итогам работы за 2022 год. Решение об этом было принято накануне на заседании президиума. Нагрудный знак отличия Белорусского профсоюза транспорта и коммуникаций «За заслуги» вручен в связи с 55-летием председателю объединенной профсоюзной организации ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Александру Липавскому. Почетной грамотой Республиканского комитета награждена председатель объединенной профсоюзной организации РУП «Минскавтодор-Центр» Алла Вербицкая. Грамотами и благодарностями отмечена также работа ряда руководителей областных и объединенных организаций БелПрофТранса.

Анастасия Климович (ОАО «Дорожно-строительный трест № 6»)
Игорь Гайдук ( УП «Минское отделение Белорусской железной дороги»)
Ольга Лисовская (Минская областная организация)
Марина Гридюшка (РУП «Витебскавтодор»)
Елена Горнак (Витебская областная организация)

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»