ЗАСО «ТАСК»

ЧЕСТНО И С ЧЕСТЬЮ

22 февраля, 2024

Вот уже более 30 лет в Лидской дистанции пути честно и добросовестно трудится Борис Жинко. В коллективе подчеркивают: он – безотказный и очень надежный человек, готовый всегда прийти на помощь. Закалку характера прошел серьезную – с честью и достоинством, проявляя мужество и отвагу, выполнял свой долг в составе ограниченного контингента войск в Афганистане.

Борис Жинко (второй справа) на торжественном чествовании воинов-интернационалистов

Если бы кто-­то сказал мальчишке из деревни Отминово Новогрудского района Гродненской области, что ему доведется самому узнать все о воинской доблести, наверное, обрадовался бы – кто в детстве не мечтал о сражениях и победах. В афганском городе Герат Борис Жинко оказался в августе 1983 года. По его словам, во время нападений «духов», обстрелов смертельного страха не было – требовалась собранность.

После призыва, пройдя 3,5 месяца учебки и получив звание сержанта, он обучал новобранцев навыкам бое­вых действий. В Афганистан прибыл командиром отделения 101-­го мотострелкового полка. Один батальон месяц­-полтора сопровождал колонны. Встречали колонну с продовольствием, медикаментами, оружием в Кушке, самой южной точке СССР, и сопровождали до Шинданда или Кандагара. Самым опасным являлось сопровождение 17-­й, перево­зившей боеприпасы. Только с 9 до 15 часов разрешалось находиться на трассе. Два горных перевала были наиболее сложными участками на маршруте.

– Опасность чаще всего именно здесь подстерегала, ведь с одной стороны – скала, с другой – ущелье. Подходишь ближе к перевалу, и сразу на 180 градусов начинай головой крутить, местность осматривать, – рассказывает Борис Михайлович. – Обычно стреляли сначала по головной машине. Мы тут же разворачивали пулеметы и отстреливались. Если автомобиль подбивали и он загораживал проезд остальным, его сталкивали в ущелье, и колонна проезжала.

Вскоре Жинко стал заместителем командира взвода. Когда охраняли перевал, то с одной половиной взвода, 11 человек, находился командир, со второй – его заместитель.

– Смертельно страшно не было. Главное в этом случае – организовать безопасность опорного пункта. Ставили растяжки, сигнальные мины. Со своими связывались по радиостанции, – вспоминает воин-­интернационалист.

Очень сложно было в зимнее время. Пару градусов мороза, а чтобы не продувало, приходилось на себя бушлат, ватник и еще костюм химзащиты надевать. И валенки, конечно. Готовили сами, выбор блюд был небогат. Но до сих пор он помнит замечательный плов, который кашеварил солдат из Таджикистана. А служили с ним ребята из разных уголков Союза, в том числе москвичи и ленинградцы, белорус из Орши, туркмен, два чеченца.

Страшнее всего терять своих, признается, вздыхая, ветеран Афганской войны. Больше всего погибало, когда ставилась задача уничтожить банду. Все выдерживать помогали письма, особенно от мамы Нины Яковлевны. Она рассказывала, что постоянно думает о сыне, проговаривает молитвы. Однажды получилось передать ему посылку с домашним салом. Оно плавилось на жаре, но для него оказалось самым вкусным в мире. Поддерживали Бориса двое братьев и сестра.

Вернулся домой он в ноябре 1984 года. Радость была огромной. Но война тут же и догнала. Буквально через две недели привезли в цинковом гробу его лучшего друга Михаила Мастицкого. Восемь лет в Бердовской средней школе они сидели за одной партой, вместе обучались в училище мелиорации, одновременно их призвали в армию. Михаил попал в узбекский Чирчик в школу поваров, а потом на перевал Саланг. 29 ноября 1984 года при спуске с высокогорного сторожевого поста группа воинов попала в засаду и была обстреляна. При отражении нападения Михаил погиб. Посмертно он награжден орденом Красной Звезды. Благодаря усилиям Бориса Жинко в честь героя Афганской войны в училище (теперь – Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства) установлена памятная табличка.

По возвращении из армии юноша устроился на работу на лакокрасочный завод, однако врачи позже запретили ему работать на вредном производстве. Друг посоветовал пойти на железную дорогу.

С 1990­-го Борис Михайлович – железнодорожник, чем очень гордится. Все эти 34 года работает в Лидской дистанции пути. Начинал монтером пути, вскоре стал бригадиром пути, затем – агентом по снабжению. Сейчас – бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов на участке по эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования. Награжден нагрудными знаками отличия «За дабрасумленную працу» III степени, «Выдатнік Беларускай чыгункі».

Под его руководством трудятся наладчики, кузнец ручной ковки, станочник, электрики. По словам собеседника, они – отличные специалисты, очень ответственные и добросовестные, и на каждого можно положиться. К примеру, наладчик высшей категории Сергей Зибайло ремонтирует кусторезы, рельсорезные и рельсосверлильные станки и многое другое оборудование. Кузнец ручной ковки Евгений Жигало ремонтирует весь металлический инструмент, имеет высшее образование. К юбилею Барановичского отделения БЖД сделал кованую музыкальную скамейку, проект которой разрабатывал вместе с заместителем начальника Лидской дистанции пути Сергеем Соколовским. Бригада Бориса Жинко обслуживает автотранспортную технику и моторельсовый транспорт предприятия.

Решил продолжить дело отца младший сын Анатолий. Он трудится монтером пути в Лидской дистанции. Старший Игорь выбрал IT­-сферу. Не нарадуются Борис Михайлович и его супруга Лариса Ивановна, вместе они уже 39 лет, внуку Мише, которому недавно исполнился годик, и внучке Александре – ученице 7 класса, отличнице.

Наш собеседник признается, что, к счастью, тяжелые военные будни все реже вспоминаются ему. Но тех, кто, как и он, познал, что такое боевое братство, горечь утрат, звенящая тишина перед боем, не забывает. Сейчас в Лидском районе – 266 воинов-­интернационалистов. Несколько лет Борис Жинко был заместителем председателя, сейчас – член совета Лидской районной общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». Немало сделал для того, чтобы на площади Советской в Лиде был установлен памятный знак воинам­-интернационалистам. За активное участие в его строительстве удостоен медали «За ратную доблесть».

Он часто встречается со школьниками, учащимися колледжей. Неизменно участвует в торжественных мероприятиях памяти павших воинов­-интернационалистов, которые проводятся в Барановичском отделении дороги, в Минске, Гродно. На недавно прошедшем в Лиде митинге у памятного знака «Журавли» Борису Жинко была вручена юбилейная медаль «35 лет вывода советских войск из Афганистана». Но самая главная награда в жизни, по его мнению, – мирное небо над головой.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»