ЗАСО «ТАСК»

500 МЕТРОВ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ

2 декабря, 2022

В номинации «Лучший объект дорожного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры. Мостовые сооружения и путепроводы» диплом победителя 2-й степени за мостовой переход через Сож на Р-140 Славгород – Краснополье вручен РУП «Могилевавтодор». Предприятие выступило в роли заказчика строительства. Проектировал объект Белгипродор.

Генеральный подрядчик – ОАО «Мостострой» в лице МСУ № 1. Подрядчики – ОАО «Мостоотряд № 425» и ОАО «ДСТ № 3».

Анатолий Лопатин

Продолжаем знакомить с победителями XIX Республиканского конкурса «Лидеры в строительстве – 2022»

Решение принять участие в строительном конкурсе генеральный директор предприятия-заказчика Анатолий Лопатин прокомментировал так: «Мы каждый год сдаем какие-то объекты. Но они обычные. А этот можно смело назвать уникальным».

У мостового перехода – своя история. Задумывался он еще в советский период. Белгипродор даже приступил к изысканиям. Но случилась чернобыльская трагедия. И проект положили на полку. Возвратились к нему лишь в 2008 году.

– Уникальность объекта – в том, что при его возведении реализованы весьма нестандартные решения, – подчеркивает генеральный директор РУП «Могилев­автодор» Анатолий Лопатин. – Строи­тели использовали как современные материалы, так и бэушные ферменные пролеты, которые были демонтированы в 2008 году при реконструкции моста через Сож в Кричеве. Согласно проекту металлические конструкции, произведенные полвека назад, подлежали утилизации. Но опытные мостовики, оценив их состояние, пришли к выводу, что они еще могут послужить людям. Мосто­отряд № 425 на тот момент возглавлял Александр Бондаренко, заслуженный строитель БССР, к сожалению, уже ушедший из жизни. Именно он предложил использовать конструкции повторно при возведении другого моста.

Обследование, проведенное специалистами института «БелдорНИИ», подтвердило, что при выполнении комплекса мероприятий по восстановлению и усилению запаса прочности конструкций хватит еще лет на сто. Государственное предприя­тие «Белгипродор» учло это при проектировании другого моста через Сож – ниже по течению в черте Славгорода.

Вплоть до 2018 года, пока не началось строительство, пролетные строения хранились в Кричеве, где для них сделали специальную затоку. Естественно, их обновили – отпескоструили, укрепили, покрасили.

Для доставки нестандартного груза к месту назначения решено было использовать водный путь. Поскольку Сож между Кричевом и Славгородом несудоходный, пришлось ждать весну, а вместе с ней и большую воду. Транспортировке по реке предшествовал строгий расчет, как осуществить погрузку на баржи двух ферм массой 240 тонн и длиной 84 метра каждая. Такой вес не в состоянии поднять ни один кран. Поэтому в помощники призвали… закон Архимеда. Спаренные баржи заполняли водой, притопляли и подводили под конструкции. Когда вода откачивалась, баржи поднимались сами и брали на себя груз.

– Такой метод использовался издавна. В Беларуси же он был применен впервые, – поясняет Анатолий Иванович и проводит аналогию: – Точно так возводился Крымский мост. Но там фермы были намного мощнее. Поэтому специально строили мощные баржи. А наши речники использовали для этих целей существующие, только немного их модернизировали и укрепили.

В организации доставки участвовали Днепро-­Двинское речное пароходство, Могилевский и Речицкий речные порты. Впереди шли водники-­путейцы, которые выполняли необходимые замеры и при необходимости спрямляли путь. О том, насколько ответственной была эта перевозка, говорит хотя бы такой факт: на протяжении 130­километрового водного пути отключили все линии электропередачи.

В Славгороде заблаговременно подготовили специальную затоку для временного размещения крупногабарита. Тем же методом его разгружали и потом опять размещали на баржи, когда пришло время установки на опоры. Монтаж, к слову, осуществлялся с воды. Обе фермы были установлены на основном пролете над руслом реки, остальные – над поймой, поскольку Сож в этом месте довольно широко разливается.

Раньше летом здесь использовали понтонный мост, но он предназначался только для движения легковых автомобилей. Тяжелым машинам приходилось делать огромный 120­-километровый круг. Новый мост рассчитан на грузоподъемность 110 тонн. Сейчас по нему следуют даже мощные лесовозы. Кроме того, сооружение дает региону выход на Краснополье и дальше – в Россию. После сдачи объекта в эксплуатацию в 2020 году в том направлении было построено 8 км современной автодороги.

Интересный факт. Когда возводили опоры, нашли старинный якорь. Славгородский районный историко-краеведческий музей преподнес строителям в подарок еще один. Известно, что во времена Петра I река Сож была судоходной. В Кричеве и ниже по течению работали верфи, заводы, на которых варили металл и отливали якоря. Исторические раритеты установили на сооружении – в начале и в конце хода, чтобы привнести в его оформление некоторую особенность.

Своего рода новацией для строителей стало выполнение цементобетонных подходов к мосту протяженностью более 6 км.

– Лет 20 назад в Беларуси активно строили цементобетонные дороги, – вспоминает Анатолий Лопатин. – Но потом эта технология забылась. Сейчас к ней вернулись. Хорошая дорога получилась, включая 500-­метровый подъезд из асфальтобетона к «Голубой кринице» – уникальному природному объекту. На Медовый спас, 14 августа, сюда приезжают десятки тысяч людей.

Мост в Славгороде – один из самых крупных в Могилевской области. Еще один такой же протяженности – 500 метров – находится в Черикове. Скоро он будет закрыт на ремонт. А движение автотранспорта перенаправят на переход в районе Славгорода.

– Да, придется делать круг, – соглашается руководитель «Могилевавтодора». – Но надо потерпеть. Тем более что, если бы не мост в Славгороде, объезд стал бы гораздо большим. Мостовой переход свою функцию выполняет.