Белорусская столица во второй раз стала площадкой для проведения мероприятия, инициированного Ассоциацией «Аэропорт» гражданской авиации. В заседаниях аэродромно-технического и энергетического комитетов приняли участие представители российских воздушных гаваней из Москвы, Хабаровска, Сургута, Норильска, Архангельска, а также «Манас» из Кыргызстана.



Александр Бураков, главный инженер РУП «Национальный аэропорт Минск»:
Встречи специалистов дают очень много. Мы обсудили общие проблемы содержания взлетно-посадочных полос, узнали о новых технических решениях, разработанных россиянами, которые можем использовать у себя. Когда строили вторую ВПП, а после реконструировали аэродром Орша, также воспользовались рекомендациями специалистов РФ. Практика подтвердила правильность и жизнеспособность технических решений, предложенных ими. В нынешних условиях мы вместе находим продуктивные выходы из существующего положения.
Среди участников встречи международного формата были руководители аэропортов, специалисты по обслуживанию аэродромных комплексов и в области энергетики, производители оборудования и материалов. Белорусскую сторону представляли исполняющий обязанности генерального директора Национального аэропорта Минск Вадим Правлоцкий, главный инженер Александр Бураков, начальник производства Василий Корнев, руководитель аэродромно-технического комплекса Анатолий Валюк и другие. Обсуждались вопросы аэродромного обеспечения, использования техники, технологий и материалов для обслуживания как территории аэродрома, так и воздушных судов, энергосбережения.
Советник генерального директора Ассоциации «Аэропорт» Геннадий Фурман так прокомментировал идею проведения минских заседаний:
– Эксплуатанты встретились с производителями оборудования, разработчиками технологий, специалистами, осуществляющими научную деятельность, участвующими в подготовке нормативных правовых актов. Это люди, которые могут проконсультировать по всем возникающим вопросам. Участие в работе ассоциации дает возможность дальнейшего развития. Конечный результат – правильная эксплуатация аэродромной техники, грамотное обслуживание самолетов и эффективное использование энергетического потенциала авиапредприятий.
Вынесенные на обсуждение темы были продиктованы самой жизнью и затрагивали такие важные аспекты аэропортовой деятельности, как оценка качества и требования к материалам для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта искусственных покрытий гражданских аэродромов, минимизация последствий воздействия разрушающих механизмов при ремонте цементобетонных плит, современные измерители коэффициента сцепления и системы наружного освещения аэропортов, метеорологическое обеспечение полетов.
Логическим завершением первого дня мероприятия стала экскурсия по территории Национального аэропорта Минск, во время которой участники ознакомились с основными производственными службами предприятия и применяемыми техническими средствами.
Важно отметить, что на постсоветском пространстве минский аэропорт имеет репутацию одного из самых передовых. Новая взлетно-посадочная полоса оснащена по последнему слову техники и соответствует всем международным стандартам. Здесь установлена система, обеспечивающая посадку воздушных судов всех типов. Подобное оборудование в мире производят только три страны. В нашем аэропорту используется российское.
Противогололедный контроль за состоянием ВПП также осуществляет техника. В бетонное основание вмонтированы специальные датчики, которые предоставляют исчерпывающую информацию: есть ли обморожение, необходимо применение реагентов или можно ограничиться механической очисткой.
Национальный аэропорт Минск первым в Европе внедрил механизм интеграции досмотрового оборудования пассажиров и багажной системы. Это позволило увеличить обработку багажа до 4 тыс. единиц в час. Второй значимый эффект применения ноухау – эффективное предупреждение провоза запрещенных предметов.
Одна из актуальных авиационных проблем – столкновение птиц с воздушными судами. Такой дорогой, сложной и эффективной системы для отпугивания пернатых, какая используется в Национальном аэропорту Минск, пожалуй, нет во всем СНГ. При попадании в поле зрения локаторов инфракрасного излучения на них наводится акустическая пушка, сила выстрела которой составляет около 150 децибел. Этого достаточно, чтобы отпугнуть крылатых нарушителей, не причиняя им вреда.
– На помощь авиаторам приходит все более современная техника, позволяющая поддерживать авиационную и безопасность полетов на достаточно высоком уровне, – констатировал главный инженер предприятия Александр Бураков.
Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 05.07.2022 № 68 приняты правила «Контроль уровня авиационного шума, создаваемого при пролете воздушных судов над территориями жилой застройки вблизи аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного базирования и совместного использования Республики Беларусь». Документ предусматривает формирование нормативно-правовой основы для проведения соответствующих замеров уровней шума от пролетающих воздушных судов. Это позволит реализовать компенсирующие мероприятия на уровне мировых стандартов, а также гармонизировать требования национальной системы с международными нормами и стандартами в области гражданской авиации. Правила распространяются на всех пользователей воздушного пространства и эксплуатантов аэродромов гражданской авиации, аэродромов совместного как базирования, так и использования, осуществляющих эксплуатацию аэродромов и воздушных судов.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»