ЗАСО «ТАСК»

Защита красотой

18 апреля, 2024

Работникам дистанций защитных лесонасаждений Белорусской железной дороги, что называется, сам бог велел быть участниками акции. Не исключение и Оршанская дистанция, коллектив которой, кстати, назван в числе лучших предприятий магистрали по итогам работы в 2023-м.

За год тружениками Оршанской дистанции защитных лесонасаждений удалено 4388 опасных деревьев, в полосе отвода скошено травянистой растительности на 2105 га, в том числе на станциях – 356 га, выполнено кронирование 996 деревьев, на 116 га придорожных насаждений проведена уборка мусора.

В рамках акции «Аднавім лясы разам!» работники всех четырех участков Оршанской дистанции проводят компенсационные посадки деревьев в полосе отвода взамен удаленных аварийных. В основном это – саженцы липы, дуба, клена, ясеня, выращенные в лесопитомнике предприятия на станции Можеевка.

– Наравне с другими аналогичными подразделениями дороги мы не работаем, как принято говорить у железнодорожников, на колесо. Однако наша роль в жизнедеятельности магистрали тоже существенна. Защитные лесонасаждения выполняют несколько важных функций – ветроослабляющую, противоэрозионную, почвоукрепительную, снегозадерживающую, озеленительную. Они также служат предупреждением для выхода скота и крупных диких животных на железнодорожный путь, уменьшают уровень шума на прилегающих территориях. Словом, способствуют обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения поездов, – отмечает начальник дистанции Сергей Рабенков.

– Одно из важных направлений в работе дистанций защитных лесонасаждений – эстетическое содержание полосы отвода, станций, вокзалов и других объектов железнодорожной инфраструктуры Минского отделения, – продолжает Сергей Николаевич. – Деревья, кустарники, клумбовые цветы, которыми украшены все названные объекты, выращены в питомнике нашего предприятия.

К слову, это – старейший и основной производитель посадочного материала для нужд железнодорожного транспорта. Он был образован в 1931 году и находился в ведении третьего эксплуатационного района Московско-­Белорусско­-Балтийской железной дороги. В 1934-­м здесь заложили плодовый сад из саженцев лучших мичуринских сортов. С 1950 по 1971 год, в период массовых работ по созданию и ремонту защитных лесонасаждений, тут ежегодно выращивали до полумиллиона саженцев и сеянцев древесно­-кустарниковых пород.

На 38 га Можеевского лесопитомника – порядка 25 тыс. саженцев древесно-­кустарниковых пород, таких как дуб, ива плакучая, каштан, клен, липа, орех маньчжурский, рябина, ясень, желтая акация, барбарис, бирючина, боярышник, кизильник, свидина, снежный плод, спирея. Рассада представлена 46 видами однолетних и многолетних цветов. Среди них – астра, фиалка, лилия, ирис, тюльпан, петуния, бархатцы, гацания, георгина, бегония, виола и другие. Кстати, первые пять имеют непосредственное отношение к белорусской магистрали. Они символизируют линии пассажирских перевозок и являются их логотипом. Кроме того, здесь можно приобрести популярные горшечные цветы – алоэ, гардению, гранат, драцену, кактус, лавр, лимон, мирт, розмарин, фикус и юкку.

Рассаду и саженцы дистанция защитных лесонасаждений реализует населению, поставляет предприятиям Оршанщины и в другие регионы Беларуси. А ее работники не раз участвовали в благоустройстве крупных объектов страны. Это их силами создан газон площадью 6 га с посадкой туй в ходе реконструкции Национального аэропорта Минск в 2018 году. В 2020-­м они были задействованы в работах по реконструкции аэродрома Орша в Болбасово. Там за несколько недель с прилегающей к нему территории убрано более тысячи деревьев.

Еще одна задача предприятия – заготовка древесного топлива к зимнему сезону из материалов рубки: опасных деревьев, бурелома. Им обеспечиваются станции Минского отделения, где отопление производится котлами на местных видах топлива. К минувшей зиме в процессе рубок ухода было заготовлено 5,5 тыс. куб. метров дров.

Вальщикам леса, лесорубам, трактористам дистанции порой приходится работать в заболоченных и труднодоступных местах. Поэтому все мужчины здесь – сильные, выносливые. В их числе и те, кто отдал выбранной профессии не один десяток лет. Это – вальщики леса Евгений Маркевич, Леонид Комлик, Сергей Молчан, лесоруб Гаррик Добшиков, трактористы Вадим Шпаков, Виктор Будай, Александр Ермолович, водитель автомобиля Владимир Герман, техник Любовь Стукнян, рабочие зеленого строительства Оксана Сучкова и Любовь Слепцова, мастера Павел Бледько и Ольга Парвалова, начальники участков Юрий Денисенок, Александр Савочкин и Виталий Сухоцкий, секретарь Валентина Петровская.

Трудятся лекари леса, конечно, не без позволяющего выполнять работу быстро и эффективно современного оборудования и техники: от бензопил и кусторезов до тракторов, погрузчиков, косилок, лесных транспортных машин и прицепного инвентаря. За последнее время были приобретены установка дровокольная МТС-­210 и автомобиль повышенной проходимости ГАЗ.

Возглавляющий предприятие с 2020 года Сергей Рабенков – потомственный лесник. Дед был лесником без малого полвека, по его стопам пошли и два сына. Выбрал эту профессию и Сергей Николаевич. У него за плечами – Полоцкий лесной техникум, Брянская инженерно­технологическая академия, работа в лесхозе.

Сегодня оршанцы трудятся в плановом режиме. В перечне дел – удаление после зимы опасных деревьев, бурелома, которые осенью пойдут на отопление станций, высадка деревьев в полосе отвода, рекультивация и планировка полосы отвода отделения дороги. Кроме того, к 80-­летию освобождения Беларуси от немецко­фашистских захватчиков на Оршанском, Борисовском и Молодечненском узлах будут заложены аллеи памяти из саженцев, выращенных в Можеевском питомнике.

На заре зарождения железнодорожного транспорта Российской империи поезда нередко попадали в снежный плен, и первые защитные лесополосы создавались в виде изгородей из елей. Опыт показал, что лесные насаждения являются надежной и эффективной защитой в борьбе со снежными заносами.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»