ЗАСО «ТАСК»

ВЗЛЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

23 ноября, 2023

90-летие гражданской авиации Беларуси, отмечавшееся в этом месяце, – прекрасный повод подытожить сделанное и оценить достижения. Именно в таком ключе прошла пресс-конференция с участием руководителей авиапредприятий.

Флот авиакомпании «Белавиа» сегодня состоит из 13 самолетов. Их средний возраст – 11,2 года. По словам генерального директора Игоря Чергинца, это – неплохой показатель. Воздушные суда зарубежного производства могут выполнять коммерческие полеты до 30–35 лет. Понятно, что планы по модернизации были несколько нарушены ввиду санкций. Тем не менее сейчас идут очень плотные переговоры и готовится соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией России по приобретению самолетов МС-­21 и Sukhoi Superjet New. В предстоящие три года они должны войти в коммерческую эксплуатацию белорусской авиакомпании.

«Белавиа» сегодня выполняет регулярные рейсы в 21 аэропорт 10 государств мира. За девять месяцев перевезено пассажиров на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот увеличился на 29%. В августе была открыта полетная программа из Минска в Дели (Индия), в октябре – из областного аэропорта Гомель в Москву. На этом рейсе Игорь Чергинец особенно акцентировал внимание:

– На самом деле маршрут гораздо сложнее: Минск – Москва (Внуково) – Гомель – Москва (Внуково) – Минск. Такие полеты стали возможны благодаря изменениям в соглашении с РФ о воздушном сообщении. И мы этим воспользовались. Летаем три раза в неделю. Загрузка очень высокая. Хотел бы поблагодарить руководство аэропорта Гомель, местные власти и областную администрацию за помощь, которую они оказали нам при подготовке рейса. Сейчас они его рекламируют и у себя, и в соседних регионах России, где нет авиасообщения с Москвой. Поэтому люди едут в Гомель. И это – очень интересный опыт. Мы намерены его расширять и увеличивать частоту выполнения рейсов на Москву из Минска и Гомеля.

Будут развиваться в областных аэропортах и другие направления. Уже анонсированы полеты в Санкт­-Петербург и летние – в Сочи. Что касается чартерной программы, то с 23 января будущего года стартует рейс в Шарм­-эль­-Шейх из Гомеля, с 7 февраля – из Витебска. Есть заявка на выполнение полетов из Гомеля в Анталию с 15 мая.

Остановился гендиректор «Белавиа» и на сервисных услугах авиакомпании. В августе перевозчик прекратил сотрудничество с американской системой бронирования Sabre и вынужден был мигрировать на российскую платформу «Леонардо». По утверждению Игоря Чергинца, переход прошел относительно безболезненно:

– В принципе мы смогли перенести все бронирования и билеты из одной системы в другую. И глобальных сбоев, таких как отмена или задержка рейсов, не было. У отдельных пассажиров, разумеется, возникали проблемы, но мы старались решать их в оперативном порядке.

Постепенно восстанавливается коммерческое сотрудничество. Так, с ноября пассажиры могут оформлять комбинированные перевозки «Белавиа» – «ЮТэйр» из Минска и Гомеля по целому ряду направлений. В ближайшее время будет объявлено о возобновлении сотрудничества с авиакомпаниями «Уральские авиалинии», «Северный ветер» (Nordwind). Причем коммерческие связи восстановятся с перевозчиками не только РФ, но и других стран.

Практически возобновлены или станут доступными в скором времени все дополнительные услуги, предлагавшиеся «Белавиа» при продажах в Sabre: выбор места в салоне, бронирование проживания и экскурсий.

Игорь Чергинец также анонсировал проект по созданию системы развлечений на борту, которая в течение следующего года должна появиться на всех самолетах «Белавиа». Это – художественные и мультипликационные фильмы, аудиокниги, игры, газеты, журналы, которые во время рейса пассажиры смогут читать и смотреть с мониторов своих мобильных устройств. Рейсы порой длятся по пять­-шесть часов. Усидеть столько времени без дела даже взрослому бывает трудно.

Прокомментировал спикер еще один момент:

– «Белавиа» инициировала в Беларуси разработки по обеспечению цифровой адресно-­отчетной связи с бортами воздушных судов. Проще говоря, коммуникации между экипажами в воздухе и авиакомпанией на земле. Реализация проекта осуществляется при поддержке «Белтелекома». Думаю, в конце текущего или начале следующего года эта система у нас появится.

Главная воздушная гавань страны занимает по площади 840 га. Это – огромное инфраструктурное предприятие со штатной численностью 2,5 тыс. человек, включающее в себя более 40 зданий и сооружений. На обслуживании воздушных судов и содержании территории аэродрома занято порядка 700 единиц техники и всевозможных механизмов. Ежедневно на смену заступают 400–600 работников.

– Оборудование и техника, которой производится обслуживание, в основном импортного производства. Но на протяжении всего санкционного периода вопросов по эксплуатации аэродрома, обеспечению безопасности не возникало, – подчеркнул генеральный директор Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко. – Потому что благодаря нашим специалистам найдены пути и возможности проведения технического обслуживания и ремонта. Еще до санкционного периода мы провели обучение своих сотрудников даже в Англии. Сегодня они сами занимаются этими вопросами. А если возникают какие-­то проблемы, держим связь и плодотворно решаем их с партнерами из других стран. Прошлой зимой многие аэропорты, в том числе в России, закрывались по метеоусловиям. А наш продолжал свою деятельность без задержек рейсов. Оборудование и техника всегда задействованы на выполнении полетов.

Вячеслав Хоронеко отметил также большую работу, которая проводится отечественными промышленными предприятиями:

– Есть поддержка и понимание с их стороны. Работаем сейчас с БЕЛАЗом. По нашей заявке «Амкодором» разрабатываются аэродромные тягачи. Скорее всего, в следующем году эта техника придет к нам на испытание.

Несмотря на прекращение полетов западных авиакомпаний в Беларусь, а отечественных – в Европу, количество обслуженных авиапассажиров за девять месяцев увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25% и превысило 2 млн 120 тыс. человек. По итогам года предприятие рассчитывает выйти на показатель 2,4 млн.

Аэропорт постоянно работает над расширением маршрутной сети. С этой целью ведутся переговоры с Венесуэлой (по организации полетов через Кубу), Таиландом, Вьетнамом. Ожидается приход турецкой авиакомпании «Южный ветер», которая будет выполнять рейсы в Беларусь из Стамбула. Прорабатывается направление в сторону Владивостока. Прямой регулярный рейс из Минска, скорее всего, будет осуществлять одна из авиакомпаний РФ.

– Год был насыщен визитами в Беларусь губернаторов российских регионов, – заметил Вячеслав Хоронеко. – После каждого такого посещения в протоколах делалась запись о налаживании авиасообщения. И, как правило, это заканчивалось открытием нового регулярного маршрута.

Недавно у Национального аэропорта появилось еще одно, удаленное, подразделение – Могилевский аэродром. Планируется создание на его базе центра малой авиации, а в дальнейшем – открытие учебного центра для подготовки пилотов.

– Аэропорт работает, все запланированное по этому году выполнено, – резюмировал Вячеслав Хоронеко. – По итогам девяти месяцев вышли на безубыточную работу. Знаем, что и год закончим хорошо. Мы нашли пути выполнения поставленных задач. И будем дальше развиваться в партнерстве прежде всего с российскими авиакомпаниями, которые изъявляют желание летать в Беларусь.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»