ЗАСО «ТАСК»

ДЕЛО С ВУЗОВСКОЙ СКАМЬИ

23 ноября, 2023

Проведение осенних научных конференций в широком диапазоне обсуждаемых вопросов – давняя традиция факультета транспортных коммуникаций БНТУ. Однако нумеровать их стали только с 2020 года. Приблизительно с этого времени четко определились и с тематической направленностью форума – научное и инженерное сопровождение дорожного строительства. Соответственно стали активно подключать к процессу практиков. Ведь главная цель мероприятия – взаимовыгодный обмен научно-технической информацией и опытом.

Нынешняя IV международная научно­-техническая конференция «Дорожное строительство и его инженерное обеспечение» носила особенный характер. Она посвящалась 65­-летию начала подготовки дорожных кадров в Беларуси и основателю кафедры «Автомобильные дороги» Борису Ладыгину – члену­-корреспонденту НАН, доктору технических наук, профессору, заслуженному работнику высшей школы РСФСР, автору около 60 научных работ и более 80 изобретений в области строительства и совершенствования дорожных покрытий. В 1958 году в связи с острой нехваткой инженеров-­дорожников в Белорусском политехническом институте были открыты факультет гидротехнического и дорожного строительства, а также кафедра «Дорожное строительство», для заведования которой и был приглашен Борис Иванович. После череды переименований в соответствии с запросами времени она получила название «Автомобильные дороги», по-­другому нынче именуется и факультет – транспортных коммуникаций.

Борис Ладыгин заложил те традиции классического дорожного образования, на которых и сегодня строится деятельность кафедры. Это был великий ученый. Он разработал принципы классификации грунтов, составил карты типичных в Беларуси, определил условия технико­-экономической целесообразности применения в дорожном строительстве местных каменных материалов, сформулировал условия прочности и долговечности дорожных бетонов, систематизировал их показатели.

Многие из присутствовавших в аудитории являются его учениками. Участников конференции приветствовали самые первые выпускники автодорожного факультета Иван Яцевич, Ярослав Ковалев, Анатолий Куприянчик, которые на протяжении многих лет продолжали дело учителя.

С докладом «Опыт применения цементобетона при строительстве автомобильных дорог в Республике Беларусь» на пленарном заседании выступила заместитель начальника управления технологий, контроля качества и экологии ОАО «ДСТ № 5» Ольга Богданович. Пятый трест не только успешно строит в нашей стране бетонные дороги. С 2021­го он является членом российской Ассоциации бетонных дорог, которая ежегодно организовывает на площадке Московского автомобильно-­дорожного государственного технического университета (МАДИ) международную конференцию «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих». Генеральный директор предприятия Анатолий Фиков постоянно участвует в ее работе. Программа конференции в БНТУ предусматривала информационное сообщение о темах, которые обсуждались на московском форуме в начале октября этого года.

Международный характер научной конференции подтверждали участники из Российской Федерации, Узбекистана, Китая. В ее рамках работали пять тематических секций: «Автомобильные дороги», «Мосты и тоннели», «Геодезия и аэрокосмические геотехнологии», «Математические методы в строительстве», «Механизация и автоматизация дорожно-­строительного комплекса». Именно здесь происходит самый интересный и живой диалог, озвучиваются все наболевшие проблемы. А студенты, магистранты, аспиранты имеют возможность более тесно коммуницировать с производственниками.

– Практики говорят, что им необходимо. Мы рассказываем о своих возможностях. В таком обмене мнениями и рождаются нужные решения и конструктивные идеи, – рассказала ответственный секретарь конференции ведущий специалист по координации НИР транспортного строительства ФТК Светлана Соболевская. – Раньше мы всегда делали отдельно студенческую секцию. Но в этом году решили, что студенты, аспиранты и магистранты будут выступать наравне с производственниками и профессорско­-преподавательским составом. Очень важно взаимодействие студентов со специалистами отрасли. Сейчас обучение все больше ориентируется на практику, получение производственного опыта. Наши ребята с удовольствием трудятся и на строительстве, и на содержании дорог. С практики после четвертого курса они возвращаются с новыми знаниями и на выпускном курсе уже совсем по­-другому мыслят и подходят к своей будущей профессии. С каждым годом мы все больше наращиваем мощности нашего научного форума. Я надеюсь, что так будет и дальше. Естественно, хочется, чтобы производственники, несмотря на их занятость, активнее приобщались к этому процессу.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»