Тема городской мобильности обсуждалась на недавно прошедшей в Минске международной выставке «Транспорт и логистика – 2024».
Две трети жителей стран – участниц СНГ сегодня живет в городах, преимущественно крупных, где концентрируется наибольшее количество транспорта. Сюда же направляются основные потоки инвестиций на его развитие, что является положительным моментом, у которого, однако, есть и обратная сторона.
– На городскую среду приходится 70–75% пассажиро- и тонно-километров. А это – повышенные объемы потребления топлива и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По статистике, в городах сжигается до 80% топлива, – такие данные привел председатель научно-технического совета комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта Вадим Донченко. Остановился спикер и на таких моментах транспортной деятельности, как ДТП, заторы, которые влекут за собой колоссальные потери времени: – Это теневая стоимость транспорта, которая обычно не учитывается. Между тем наносимый транспортной деятельностью ущерб составляет около 6–7% ВВП в год – миллиарды рублей.
Сравнительно недавно вошло в наш лексикон и стало часто употребляемым выражение «устойчивый транспорт». Но правильно ли мы понимаем смысл этих слов? Эксперт пояснил:
– Прежде всего это удовлетворение потребности общества в перевозках при одновременной минимизации наносимого транспортом ущерба. Именно такая идея заложена в Целях устойчивого развития ООН и обсуждается на международных форумах разного уровня. А отнюдь не стремительный рост числа автомобилей, тонно-километров и объемов перевозок. Транспорт должен так работать, чтобы не вредить.
В данном контексте специалистами видится несколько направлений. В частности, управление формированием и распределением транспортного спроса в городах, качественное планирование городских транспортных систем и их информатизация, повышение качества услуг перевозок. Решение этих вопросов, безусловно, потребует немалых затрат.
Один из примеров – мультимодальная логистика пассажирских перевозок в городах с учетом новых форм мобильности (самокаты, велосипеды). Как они должны быть вписаны в транспортные системы и взаимодействовать с ними, чтобы обеспечить качественную работу городского транспорта в целом?
Спикер убежден, что назрел момент объединить усилия и наладить обмен опытом по решению проблем повышения устойчивости транспортных систем и минимизации ущерба от транспортной деятельности. К сожалению, до сих пор в рамках и СНГ, и Евразийского экономического союза, и Союзного государства такая платформа для взаимодействия отсутствует.
При поддержке министерств транспорта Беларуси и РФ инициировано проведение международной конференции по развитию городского пассажирского транспорта государств – участников СНГ. Данный форум планируется 3–4 октября на базе Российского университета транспорта. Совет по автомобильному транспорту КТС СНГ поддержал идею, отметив, что подобные конференции должны стать регулярными.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»