ЗАСО «ТАСК»

ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ

21 декабря, 2022

Объединенная станция Гродно УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги» первой на БелЖД отметила свой 160-летний юбилей. Ее история тесно связана с биографией стальной магистрали страны.

Николай Лысенко, начальник объединенной станции Гродно:

Выражаю глубочайшую благодарность ветеранам за тот огромный вклад, который они внесли в развитие предприятия, и желаю им крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Оператор СТЦ Елена Лесник и старший приемосдатчик груза и багажа Инна Гиммер

Управляющий работами Петербурго­-Варшавской железной дороги инженер генерал­-майор Герстфельд в ноябре 1852 года уведомил Особую канцелярию Главноуправляющего путями сообщения и публичных зданий о том, что «…предполагается построить станции во всех городах, прилегающих к линии железной дороги». В перечень вошел и Гродно. Согласно сохранившимся архивным документам, в октябре 1862­го Петербурго­-Варшавская дорога была готова по всей ее линии. Запись в журнале инспектирования свидетельствует, что станция Гродно принята комиссией 2 ноября 1862 года. Именно эта дата считается днем рождения.

Поначалу было построено деревянное стационарное здание вокзала, а в 1868-­м его сменило напоминавшее дворец капитальное строение, которое на долгие годы стало визитной карточкой города. На первом этаже находились вестибюль и кассы, на втором и в боковых крыльях – залы ожидания. В 1881 году через Гродно из Санкт­-Петербурга до Варшавы ходили почтовый и два пассажирских поезда в составе вагонов 1-­го, 2­-го и 3-­го классов – время в пути составляло порядка 36 часов.

Постепенно путешествия по железной дороге стали очень популярными. К примеру, в 1890-­м на станцию Гродно прибыло более 60 тыс. пассажиров. Тогда же был построен участок пути, соединивший Гродно и Сувалки (сейчас город в Республике Польша). В 1899 году практически вдоль Августовского канала начали ходить поезда по 185­верстной новой линии Гродно – Сувалки – Олита (ныне – город Алитус Литовской Респуб­лики). Ежегодный грузооборот станции составлял более 5,5 млн пудов (1 пуд – 16,38 кг). В 1907-­м железнодорожная ветка соединила Гродно и Мосты. Тогда же из Санкт­-Петербурга в Варшаву ходили две пары скорых поездов. Время в пути одного из них составляло 22 часа 40 минут, другого – 23 часа 25 минут. Товарно­-пассажирский ходил из Варшавы в Вильно, а из Гродно в Белосток – товарно-­пассажирский с вагонами 2-­го и 3­го классов.

В годы Великой Отечественной войны станция не действовала. Она возобновила работу только после освобождения Гродненщины от немецко-­фашистских захватчиков 16 июля 1944 года. В ходе боев за областной центр подверглись разрушению вокзал, паровозное депо, водонапорная башня, железнодорожный мост через Неман. Его возвели в 1945-­м. Тогда же восстановили вокзал, к которому через три года пристроили двухэтажный корпус со служебными помещениями, над галереями появился дополнительный этаж.

В 1945–1955 годах были построены пути западноевропейской колеи, соединившие страны Западной Европы с Беларусью на Гродненском участке. В 1960-­м – железнодорожный путь ПО «Химволокно» с большим путевым развитием, имеющего свои локомотивы, необходимую механизацию.

Одновременно с этим процессом на станции Лососно введена в действие электрическая централизация. В 1963 году в связи со строительством крупного предприятия «Азот» проложен подъездной путь, примыкающий к станции Аульс. В следующем – реконструирована контейнерная площадка и построено служебное здание для работников, в 1968­-м на станции Гродно – полугорка. В 1976-­м для обслуживания предприятий северного промышленного района города возвели станцию Районная, оборудованную электрической централизацией и имеющую выход на железнодорожную станцию Гродно, что способствовало изменению технологии и ускорило оборот вагона, улучшило порядок обслуживания подъездных путей.

В 1982 году построен перегрузочный район с укладкой двух путей и установкой двух электрокозловых кранов для перевалки импортных грузов, следующих из стран Западной Европы в бывший СССР. В связи с расширением ГПО «Азот» и увеличением им объема перевозок возникла необходимость реконструкции и строительства нижнего парка станции Аульс. В 1984-­м здесь было уложено 9 путей, введена в действие электрическая централизация стрелок и сигналов, возведены новые здания административно-­бытового корпуса. Спустя четыре года произведена электрификация узкого пути на участке Гродно – Брузги, благодаря чему появилась возможность следования подвижного состава Республики Польша на электротяге до станции Гродно. Тогда же появился второй на Гродненском железнодорожном узле перегрузочный район на станции Брузги, одновременно строилась электрическая централизация. Активно велась работа и по техническому перевооружению станции Гродно.

Новый железнодорожный вокзал в областном центре появился в 1986-­м. Через 5 лет на станции ввели в эксплуатацию электрическую централизацию стрелок и сигналов, начался перевод грузового двора на станцию Аульс. В том же году Гродненскому железнодорожному узлу была передана станция Поречье Прибалтийской железной дороги. В связи с необходимостью прямого выхода на рынки сбыта государств Западной Европы и других стран в 1995 году построен путь колеи 1435 мм от ГПО «Азот», что позволило отправлять продукцию без перегрузки.

Ныне объединенная станция Гродно является внеклассной и включает в себя станции Гродно, Аульс, Брузги, Лососно, Поречье. Ее ритмичную работу и выполнение основных показателей обеспечивают более 250 человек. Они осуществляют прием и отправление грузовых и пассажирских поездов, расформирование и формирование грузовых и пассажирских составов, подборку, подачу, уборку, расстановку вагонов на пути необщего пользования и пункты выполнения грузовых операций на местах общего пользования, погрузку и выгрузку вагонов, таможенное оформление грузов, формирование и техническое обслуживание, экипировку и подготовку в рейс пассажирских составов. Кроме того, проводится огромная работа по улучшению безопасности движения поездов и условий охраны труда. По итогам работы за 2007, 2011 и 2021 годы коллективу присуждалась премия имени машиниста В.А. Яцкевича.

Станция насчитывает более 180 потребителей перевозочных услуг, крупнейшими из которых являются «Гродно Азот» и «Гродножилстрой», «Белагро­ферт», филиал № 5 «Гродненский комбинат строительных материалов» ОАО «Красносельскстройматериалы». С 2020-­го ведется обработка контейнерных поездов по колее как 1520 мм, так и 1435 мм, следующих в сообщении Китай – страны Европейского союза – Китай. Их пропуск осуществляется через белорусско-­польский пограничный переход «Брузги – Кузница Белостокская», а организация полного комплекса услуг по терминальной обработке контейнеров – на станции Брузги. С января обработаны 19 транзитных поездов. На станции Брузги с апреля выполняются погрузка и формирование контейнерных составов с удобрениями в Китай – в 2022­-м их отправлено 49.

С начала года через кассы в Гродно и на железнодорожных объектах, входящих в состав объединенной станции, реализовано более 530 тыс. проездных документов. Для пассажиров созданы комфортные условия и обеспечивается высокий уровень сервиса.

– Наш коллектив гордится преданными избранному делу высококвалифицированными профессионалами, – отметил начальник объединенной станции Гродно Николай Лысенко. – Среди них – те, кто трудится на магистрали более 30 лет. Это составители поездов и почетные железнодорожники Станислав Проневич и Владислав Радевич, старший регулировщик скорости движения вагонов и полный кавалер нагрудного знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» Рышард Радевич, дежурный по станции Поречье Генрих Кисель, станционный диспетчер Валентин Валентукевич, дежурный по железнодорожной станции Лососно Людмила Лукашик, старший приемосдатчик груза и багажа Тереса Сельцова. Молодые кадры, которые составляют четверть общего числа работающих, продолжают лучшие традиции коллектива, и мы поддерживаем их стремление к профессиональному росту. Делятся накопленным опытом с ними Николай Казакевич, Станислав Гриневецкий, Регина Денисевич, Павел Надейко, Ирина Буйницкая, Валентина Микуцкая, Валентина Захарко, Мария Кучинская, Мария Голубева, Наталья Кондратова, Казимир Мазюк и многие другие.

Сегодня Сегодня объединенная станция Гродно УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги» – современное транспортное предприятие, оснащенное новейшей техникой и работающее по передовым технологиям. Пройденный 160-летний путь не закончен, впереди – новые свершения и достижения.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»