ЗАСО «ТАСК»

ВАТТ РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ

2 декабря, 2022

Минское отделение – самое крупное в структуре Белорусской железной дороги. В общем объеме энергопотребления магистрали его доля достигает 48%. В год здесь расходуется более 68 тыс. тонн условного топлива. Закономерно, что вопросы энергоэффективности стоят перед столичными железнодорожниками чрезвычайно остро.

Михаил Мацкель:

Внедрение современной энергоэффективной техники всегда ведет к получению положительного результата.

В руках у Михаила Мацкеля – фрагмент вакуумной трубки гелиоколлектора, который он называет демонстрационным образцом, потому что показывает всем, кого хочет убедить в преимуществах солнечной энергетики. Установленная на крыше батарея гелиоколлектора позволяет в летнее время нагревать за счет энергии солнца без подключения электрокотла такое количество воды, которого достаточно для потребления небольшим предприятием.

Ежегодно на Минском отделении разрабатывается программа по снижению потребления энергоресурсов, включающая более 100 мероприятий. Цель текущего года – достижение 6­процентной экономии всех видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по отношению к предыдущему.

– Если при таких объемах электропотребления отделение не доработает хотя бы на 1%, это отразится в значительной мере на экономии ТЭР всей магистрали, – говорит заместитель главного инженера – начальник отдела технической политики Минского отделения Михаил Мацкель.

К серьезной теме энергосбережения он подходит по­житейски просто:

– Раньше все мы пользовались обычными лампами накаливания. А чтобы было ярче, многие старались вкрутить стоваттку. Сегодня в обиходе – светодиодные лампы мощностью всего 12 Вт. Но они светят почти так же, как лампа накаливания в 100 Вт. Платить по счетчику за освещение приходится меньше. Если поменять все лампы одновременно, экономия будет еще заметнее. Теперь представьте, что у нас на отделении – тысячи таких ламп. К примеру, только в цехе локомотивного депо их количество может достигать 80. Раньше в ходу были так называемые ДРЛ­ки, которые потребляли 250 Вт­ч. Теперь мы применяем светодиодные всего на 50 Вт. Умножьте количество осветительных приборов на разницу мощности (200 Вт). Получается громадная сумма экономии за один только час работы цеха. С каждым годом светоотдача осветительных приборов увеличивается, а потреб­ляемая мощность – снижается.

Замена светильников на более энергоэффективные на предприя­тиях отделения зачастую дополняется сопутствующими мероприя­тиями. Например, секционированием освещения территории цеха, то есть выделением определенных секторов.

– Не все светильники должны быть включены одновременно, – поясняет собеседник. – Если в том же локомотивном депо ремонт подвижного состава осуществляется только на одной из четырех позиций, то целесообразно освещать лишь тот участок, где производятся ремонтные работы, а значит, использовать часть осветительных приборов.

Внедрение энергосберегаю­щего освещения – это лишь одно из мероприятий программы по снижению энергопотребления. Важное, но, естественно, не определяющее. Гораздо больший экономический эффект приносят другие позиции. Например, рекуперация энергии торможения электровозов.

– Потребляемые ими мощности не идут ни в какое сравнение с лампами, – отмечает Михаил Марьянович. – Набирая скорость, электровоз потребляет энергию. Когда же после разгона необходимо тормозить, электродвигатель работает как генератор, который производит электроэнергию и отдает ее назад в контактную сеть. Возвращенная используется другими локомотивами, движущимися на данном участке пути.

Большое подспорье в работе по энергосбережению – энергоаудит, который раз в пять лет по заказу отделения проводит уполномоченная на это организация. С целью выявления резервов экономии осуществляется проверка источников и потребителей ТЭР во всех структурных подразделениях.

– Когда сам работаешь на предприятии, то кажется, что уже достиг неплохого уровня, – продолжает руководитель отдела технической политики. – Но приходят опытные и компетентные специалисты со свежим взглядом и говорят, что это не так. По результатам энергоаудита разрабатывается перечень рекомендуемых мероприятий, чем мы и руководствуемся при составлении плана по энергосбережению на следующие пять лет. Где-­то надо усовершенствовать технологию, где­-то – заменить осветительное или котельное оборудование, насосы и прочее. Когда резервы повышения энергоэффективности будут исчерпаны и достигнуты определенные положительные результаты, мы организуем очередной мониторинг.

Как и в отделении дороги, за работу по энергосбережению в каждой организации отвечают главный инженер и специалисты технических отделов. Ежемесячно они предоставляют отчеты по энергопотреблению в сравнении с прошлым годом и с учетом выполненных объемов. Это важная информация для оценки и анализа текущей ситуации и принятия в случае необходимости корректирующих действий. Превышение лимита потребления расценивается не иначе как нерациональное потребление энергоресурсов. Если в течение года в соответствии с программой происходит замена какого­-то устройства на более современное и энергоэффективное, лимит пересчитывается в сторону снижения.

Заместитель начальника – главный инженер отделения Алексей Шилов как руководитель, курирующий эту сферу деятельности, уделяет в повседневной практике вопросам энергосбережения приоритетное внимание. Необходимость снижения энергоемкости производства мотивирует к выстраиванию работы таким образом, чтобы был обеспечен ежесуточный, еженедельный и ежемесячный итоговый контроль при непосредственном взаимодействии с главными инженерами всех филиалов.

В отлаживании отделенческой системы энергосбережения неоценима роль и отдела технической политики. Михаил Мацкель возглавляет его с 2004 года. По образованию он инженер-­электрик. В свое время закончил БИИЖТ по специальности «Автоматика, телемеханика, связь».

– Мне приятно видеть результаты этой работы, – признается Михаил Марьянович. – За последнее десятилетие кривая энергопотребления на отделении ушла значительно вниз, соответственно и расходы на тепло, топливо, электричество снизились. Это благодаря тому, что на протяжении последних лет активно внедрялись самая совершенная техника и самые современные технологии. Очевидно, что получение экономического эффекта напрямую связано с объемами инвестирования в данную сферу. Каждый вложенный рубль дает отдачу.

Тезис о том, что технический прогресс не стоит на месте, наш собеседник готов подтвердить массой примеров из производственной деятельности. Кажется, совсем недавно электродвигатели к насосам даже в небольших котельных имели весьма внушительный вид и мощность. Сейчас по размерам они чуть больше пол-­литровой банки, при этом потребление электроэнергии снижено в разы. Аналогичные перемены происходят и при модернизации вентиляционных систем.

В ближайших планах отделения – закрытие котельной в локомотивном депо Молодечно, которая работает на мазуте. Свое тепло железной дороге предложил город. Выгода обоюдная. Городская котельная станет работать на полную мощность. Железнодорожники же смогут отказаться от потребления неэкологичного мазута, сократить выбросы в атмосферу вредных веществ и, кроме того, минимизировать количество персонала.

Пришла пора модернизации и трех котельных в Орше, которые пока тоже работают на мазуте. Находятся они в ведении Оршанской дистанции гражданских сооружений. Обслуживают в основном жилой фонд и предприятия железной дороги.

Перевод котельных на газовое топливо в отделении рассматривают как важный резерв снижения энергопотребления. Он поможет избежать многих затрат, связанных с доставкой и хранением мазута. Ведь только для того, чтобы слить этот нефтепродукт из цистерны, требуется разогревание водяным паром. Технология сложная и затратная, в то время как газовая котельная работает в автоматическом режиме и не нуждается в персонале. Значит, модернизация опять сулит экономию.

В помощь энергосбережению и рационализация. Это еще одно из направлений деятельности отдела технической политики. На магистрали функционирует автоматизированная система «Рацио­нализатор». Воспользовавшись ею, можно ознакомиться со всеми новшествами и изобретениями, которые внедрены на железной дороге. Чтобы перспективные идеи не терялись, не ложились под сукно, а доходили до специалистов, у которых есть желание и возможности их реализовать, в государственном объединении создана целостная система распространения передового опыта.

Что касается Минского отделения, то в этом году оно в очередной раз стало победителем республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь – 2022», одним из организаторов которого выступает Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации. Деятельность транспортного унитарного предприятия в сфере ресурсосбережения и экологичности отмечалась наградами в 2017–2019, 2021 годах.

Победу в престижном профессио­нальном состязании руководитель отдела технической политики называет вполне заслуженной:

– Она нас мотивирует. Значит, не зря старались, значит, идем в правильном направлении. В прошлые годы мы выходили на конкурс с новыми проектами, которые внедрили у себя. Например, когда-­то у нас появился первый гелиоколлектор, теперь их в отделении – 21. Когда­-то был установлен первый тепловой насос, сегодня таких – 22. Если на одном предприятии внедряется что-­то полезное, другие всегда живо интересуются, можно ли это применить у себя.

Процесс энергосбережения не стоит на месте, резюмирует Михаил Мацкель. Никогда нельзя сказать, что все уже реализовано и резервов больше нет. Они есть и будут всегда. Мы находимся в постоянном
поиске.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»