Могилев оказался последним из белорусских губернских городов, куда пролегла железная дорога. Хотя у него были предпосылки стать не просто первопроходцем в этом направлении, но и железнодорожным центром. Однако проекты остались лишь на бумаге…

Предшественницей белорусской магистрали считают железную дорогу Старинковского металлургического и машиностроительного завода А.И. Бенкендорфа, действовавшую в 1840–60-е годы в местечке Старинка Чериковского уезда (ныне Славгородский район Могилевской области). Железнодорожные пути с конной тягой общей протяженностью около шести верст соединяли между собой различные цеха и пристань на Соже.

В конце 1862 года на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок пути из СанктПетербурга в Варшаву. Его отрезок Поречье – Гродно был первой железнодорожной линией на нашей земле. Однако стальная магистраль могла пройти еще раньше через Могилев. Такие попытки делались в 40х годах XIX века. В 1835м предприниматель Василий Гурьев представил на рассмотрение правительства проект «Об устройстве торцовых дорог из сухопутных пароходов в России», в котором изложил обширный план строительства усовершенствованных дорог с железными «колесопроводами» и поездами в составе парового тягача с прицепами. Одним из направлений виделся маршрут Петербург – Витебск – Могилев – Чернигов – Одесса.
Действительный статский советник, инженер путей сообщения Гурьев являлся одним из пионеров дорожнотранспортной науки в России. Он был изобретателем в области транспорта и дорожного строительства. Удивительно, что этот человек предвидел направления развития сети железных дорог России и почти точно обозначил пути, которые в дальнейшем должны были соединить приоритетные города и способствовать экономическому развитию государства.
В 1851 году предводитель дворянства Полтавской области Павловский подает на рассмотрение императорской канцелярии проект железной дороги от Москвы до Кременчуга и далее – до Одессы. Кроме того, планировалось ответвление в сторону Польши через Черниговскую, Могилевскую и Витебскую губернии. Строительство предлагалось на условиях концессии – государственночастного партнерства. Павловский просил гарантии годовой прибыли для концессионеров на уровне 4% от вложенного капитала, что в те времена считалось обычным показателем для подобных проектов.
В пользу прокладки железных дорог он приводил значительное число экономических доводов, касавшихся как аграрного, так и промышленного сектора. Однако министр путей сообщения Российской империи при Николае І Петр Клейнмихель всячески препятствовал расширению сети магистралей. И проект отправился «под сукно».
Встать на рельсы Могилев мог и в 70х годах XIX века. В конце 1868го министр путей сообщения Павел Мельников предложил новую сеть железных дорог из восьми линий, две из которых должны были пройти через город. Это продолжение стратегической магистрали Москва – Смоленск на Минск и Брест и участок от станции Нежин КурскоКиевской дороги на Чернигов и дальше – на Могилев. Но из восьми линий были разрешены к строительству только три, и все они обходили город стороной. Однако стоит заметить, что Мельников сделал многое. За время его пребывания на посту министра сеть российских железных дорог увеличилась более чем на 7 тыс. км.
Через несколько лет на заседании кабинета министров утвердили железнодорожную сеть из 18 линий. Но изза экономического кризиса были выбраны семь в качестве неотложных. В их числе, кстати, и ВитебскоГомельская, отвечавшая и военным, и экономическим требованиям того времени. Но проект тоже не воплотили в жизнь изза продолжающегося кризиса.
В 1880х к строительству железнодорожных линий активно подключались акционерные общества и частные лица. В июне 1894 года землевладелец Бобруйского уезда Минской губернии статский советник Матвей Дараган от своего имени и по доверенности статского советника Иосифа Федоровича Дарагана обратился к министру путей сообщения с предложением за свой счет проложить 39 верст железнодорожного полотна от станции Осиповичи ЛибавоРоменской железной дороги до станции Старые Дороги МосковскоБрестской шоссейной дороги.
А в Могилеве местные предприниматели инициировали строительство МогилевскоОршанской линии. На их деньги инженеры Савицкий и Дегтярев сделали изыскания. Могилевский губернатор ходатайствовал о возведении этой ветки за счет казны. Он писал: «Вполне сознавая необходимость проведения линии по крайней мере от Орши до Могилева, то есть конечного пункта судоходства р. Днепр, я считаю логичным представить благосклонному вниманию Вашего Сиятельства собранные мною сведения о количестве товаров, ежегодно проходивших через Могилев, а именно: вверх по Днепру до Орши – до 5 млн пудов хлеба и до 3 млн пудов сахарного песку. Внизу по Днепру сплавляется к Кременчугу из Могилевской губернии значительное количество товарного леса. По шоссе провозится из Киевской и Черниговской губерний к Витебску более 8 млн пудов сахарного песку и сверх того несколько миллионов пудов льняного семени, пеньки и табаку. Из Витебска по шоссе на юг к Гомелю и Чернигову – свыше 6 млн пудов заграничной соли и в значительном количестве красный товар и керосин. Нет сомнений, что эти числовые данные с открытием железной дороги увеличатся, а следовательно, и доходность эксплуатации вполне обеспечит капитал, затраченный на постройку. Поскольку уже производятся правительством изыскания от Витебска до Орши, то испрашиваемая мною часть от Орши до Могилева составит всего 70 верст…». Однако и эта попытка не осуществилась.
В 1890х годах актуальным становится строительство железнодорожной линии, которая могла бы соединить напрямую Петербург и Киев. Эти два города уже были связаны железнодорожным сообщением, но с большим крюком. Прямая линия Петербург – Витебск – Орша – Могилев – Киев составила бы всего 1020 верст. Дворянство Смоленской губернии в свою очередь выступило с предложением провести дорогу через Смоленск, понимая, какое сильное влияние окажет на развитие города наличие магистрали. Точку в этом споре поставили на совещании при департаменте железных дорог, выбрав могилевское направление. Причем линию было решено вести по правому берегу Днепра. Однако нехватка денег заморозила и этот перспективный проект.
Дело сдвинулось с мертвой точки в 1899 году. В самом его начале был опубликован указ об отчуждении земель под трассу ВитебскоЖлобинской линии, проходящей через Могилев. Через три года, 24 декабря 1902го, могилевский край прорезал гудок паровоза, отходящего от перрона нового вокзала. Большой, словно дворец, построенный в стиле неоклассицизма, он буквально вырос среди лугов и полей в трех верстах от города. Почему так далеко? Как говорят, всему виной жадность местных чиновников. Но об этом мы расскажем в последующих номерах.
Татьяна ЗЕМЛЯНСКАЯ, старший хранитель фондов музея истории РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги»
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»